Интервью с актрисой Ириной Мартыненко — о сериале «Иные», альтернативных мирах и материнстве | Кино | Time Out

Интервью с актрисой Ириной Мартыненко — о сериале «Иные», альтернативных мирах и материнстве

Дмитрий Евстратов   22 февраля 2024
11 мин
Интервью с актрисой Ириной Мартыненко — о сериале «Иные», альтернативных мирах и материнстве
Фото: архив пресс-службы
22 февраля на «Кинопоиске» выходит финальный эпизод сериала «Иные» — фэнтезийной мелодрамы о людях со сверхспособностями в альтернативной Европе середины XX века. Исполнительница главной роли Ирина Мартыненко рассказала Time Out о силе этой истории, съемочном процессе и сложностях возвращения в кино после длительной паузы.

Ирина, расскажи, о чем сериал «‎Иные» и почему зрителям стоит его посмотреть?

Во-первых, это красиво (смеется). В сериал вложено много сил и любви всех участников проекта. Нам хотелось, чтобы история получилась достойной, чтобы зритель получил удовольствие от просмотра. Во-вторых, мне кажется, что в сериале есть любопытный микс характеров и пособие по тому, как не замкнуться, не сдаться, а идти напролом и нести свою правду.


Чем проект заинтересовал лично тебя? Когда ты получила сценарий и приглашение на пробы, у тебя внутри что-то щелкнуло? 

После прочтения сценария у меня появилось много вопросов о персонаже и об истории в целом, поэтому мне было важно встретиться с режиссером.  Разговор с Владимиром Ракшой помог мне не только глубже погрузиться в сюжет и понять его видение персонажа, но и немного успокоиться. Он внушил мне внутреннюю силу и помог справиться с моей неуверенностью. За это я ему очень благодарна. А сама история привлекла меня тем, что главный двигатель — это хрупкая девушка, обладающая невероятной силой. 


Раз уж ты уже заговорила о своей героине, можешь ли ты описать ее? Какой ты ее видишь? Отличается ли твое видение от того, какой Анну задумывал Владимир Ракша? 

Самое главное — это сочетание ее внешней хрупкости и силы, мужественности, которые ей были недоступны, непонятны и сначала пугали, вызывая вопросы о существовании и цели жизни. Любопытно, что это не остановило и не сломало Анну, а сделало сильнее. Режиссер давал полную свободу, он не ставил рамки, когда мы работали над характером героини. Конечно, у Владимира было свое видение реакции на какую-либо драму. Например, на мой взгляд, человек не может не измениться, когда с его близким происходит катастрофа. И у нас с Володей была дискуссия на этот счет, потому что он говорил: «‎Нет, Ир. Спокойнее, не надо тут эмоционировать». Я не могла с этим согласиться, потому что чувствовала иначе. Мы пытались найти золотую середину и в итоге нащупали ее характер.

Однажды Володя предложил мне в дополнение к образу героини надеть бусы из бирюзы, которые вы можете видеть во всех сериях. И я говорю ему: «‎Класс, какие приятные бусики». На что он моментально ответил: «‎Да, ты же понимаешь, что это не просто так. Ты же делаешь свои бусы, поэтому она будет тоже в бусах». Я подумала: «‎Приятно, когда о тебе пытаются узнать побольше». И это тоже о Володе — он всегда подмечает детали, мелочи, которые потом и создают мир его картин.


Когда ты готовилась к роли, то вдохновлялась ли какими-то героинями из других фильмов или сериалов? 

Самым важным для меня было найти способ, как воспроизвести магию, дар Анны на экране. При прочтении сценария я видела это совершенно иначе. Мне хотелось, чтобы ее способности выражались через какое-то микродвижение, поэтому я пыталась найти его либо в неврозе, либо в чем-то еще. Но в итоге мои фантазии разбились о высокотехнологичные спецэффекты, и была найдена другая форма проявления силы. 

Когда я готовилась к роли, рассказала об этом своей подруге. Она посоветовала мне посмотреть сериал «Меня это не устраивает». В этой истории главная героиня — девушка со сверхспособностями, она тоже меняет мир и останавливает время. К съемкам «Иных» мы готовились долго: я была на всех читках и репетициях, с нами работала коуч по актерскому мастерству Ольга Хенкина. Я всегда мечтала встретить такого человека, как она, и невероятно благодарна Ольге за все, что мы вместе сделали и через что прошли, — она стала для меня ментором, учителем. Да и конечная цель — создать что-то свое, а не подсматривать у других. Получилось классно!


Расскажи, где вы снимали сериал? Съемки в какой локации тебе больше всего понравились? 

Большую часть проекта мы снимали в Петербурге и Выборге. На время мы с семьей перебрались в Петербург, потому что было тяжело мотаться туда-сюда, а мне не нравится, когда я долго не вижу родных. Это было потрясающе. Я влюбилась в город и его атмосферу, даже грустно было уезжать. 

Одной из самых красивых локаций для меня стала Академия Штиглица. Я первый раз была там, и, конечно, когда оказалась внутри, масштаб и атмосфера меня просто поразили: в залах еще стояли холсты и ничего не было убрано, все осталось так же, как и при обычной студенческой жизни. Я подумала: «Вот это вдохновение, вот это энергия».


В сериале есть сцена, когда твоя героиня оказывается в комнате экспериментов. Как ее снимали?

Саму сцену снимали довольно долго. Один из эпизодов, когда Анне надевают шлем с проводами на голову и проводят эксперимент, в серии длится всего несколько секунд. Но я так отдалась этому процессу! У меня есть фотография, на которой я стою спиной к зеркалу, и там видны гигантские синяки на позвоночнике — это от имитации конвульсий в кресле.  Сцену мы снимали два дня, и на второй я уже поняла, что не могу постоянно биться телом. Мне подложили пенку, и все подумали: «‎И почему мы сразу это не сделали?» По ощущениям, мне и не хотелось по-другому. Не знаю, профессионально это или нет, но хотелось ощутить эту сцену полностью на себе, чтобы она получилась так, как сложилась в голове. 


В одном из интервью ты рассказывала, что, когда стала мамой, было непросто возвращаться к актерству, приходилось отказываться от тяжелых сценариев. «Иные» с первого взгляда кажется непростым драматическим сериалом. Или это не так? 

Помню, мне предложили один проект буквально сразу после рождения Леона. И тогда я поняла, что просто не могу это сделать: я была в эмоциональном состоянии материнства и в огромной любви к новому, поэтому уходить в какую-то темную и глубоко драматическую историю в тот момент не хотела. 

Не могу сказать, что «Иные» стали для меня эмоционально тяжелым проектом. Здесь все-таки много света. Это сериал не о человеке, который движется во тьму, а о человеке, который движется к свету. Кстати, на съемках мне было намного интереснее с самой собой, чем раньше. И это для меня тоже большое открытие и счастье.


До «Иных» последние проекты в твоем профиле на «Кинопоиске» датированы 2018 годом. Эта пауза связана с материнством?

Материнство — не преграда съемкам в кино. Это скорее история о личном выборе и обстоятельствах. Беременная Леоном, я до пятого месяца снималась в «Трезвом водителе». Потом на финишной прямой у меня начал появляться живот, и я начала думать: «Ох, как же я сейчас буду сниматься». Но никто ничего не замечал, вся одежда полностью садилась по фигуре, все было классно. И,  как только закончились съемки, Леон такой: «Мам, фух, сейчас можно, да?» Живот появился буквально на следующий день. Потом действительно была пауза, я занималась Леоном и кайфовала от материнства, а потом случился ковид. В 2021 году у нас родилась дочка Сара. А уже в 2022 году мне пришел сценарий «Иных», и я поняла, что мне интересна героиня и ее история.


Не страшно ли было возвращаться после перерыва на съемочную площадку и сразу на главную женскую роль? 

В киноиндустрии многое зависит от команды, которая может как вдохновить, так и подавить, поэтому было страшно — не знала, чего ожидать. Но именно этот страх, созвучный моей героине, дал силу на движение вперед. Здесь все сложилось наилучшим образом — и съемочная команда, и актерский состав. Мне очень страшно смотреть плейбек, потому что накрывает волнение. Но я себя перебарываю, и это работает как полезная терапия, чтобы успокоиться и понять, в каком направлении я иду, нащупываю ли героя и себя в обстоятельствах. Одна из моих любимых сцен, которую мы снимали практически в финале, — допрос в кабинете с Лихолетовым. С Ильей Маланиным, сыгравшим этого героя, у нас случилась настоящая синергия, дуэт, по моим ощущениям. Как актрисе мне было очень приятно.


Проект посвящен ответственности, которую несет тот, кто наделен большой силой, и коршунам, которые летают где-то рядом и норовят воспользоваться этой самой силой. Как ты считаешь, «Иные» об этом? 

Отчасти да. Мне кажется, это история об умении и необходимости делать выбор, а также говорить «нет» тем самым коршунам, пытающимся воспользоваться добротой и отзывчивостью.


У «Иных» довольно интересная история. Сначала написали сценарий, потом выпустили роман по его мотивам, сняли сериал, а скоро выйдет комикс — то есть существует уже несколько отдельных произведений. Как ты считаешь, в современном мире вот такие внезапно рождающиеся франшизы могут быть успешными? Не кажется ли тебе, что такой подход делает фантастические миры искусственными?

Если это делать красиво и приключенчески, почему бы и нет? Сейчас создаются целые вселенные и миры, зрители и читатели в них активно включаются. Главное, чтобы это существовало в красивой форме и, что еще важнее, со смыслом. Качественно сделанные франшизы — это не о прозябании и потере времени, а о развитии, ведь у героев и в ситуациях, с которыми они сталкиваются, есть много того, что можно подчеркнуть для себя. Пусть существуют разные жанры и форматы, чтобы каждый мог найти что-то по душе. Пожалуй, до «Иных», помимо «Майора Грома», в России не было таких глобальных подходов к созданию франшиз. Поэтому здорово, что это кто-то активно развивает, ведь мы — участники одного гигантского дела. 


В последнее время стали популярны проекты об альтернативных мирах. Например, недавняя премьера, «Кибердеревня». Или ретрофутуристическая игра Atomic Heart, в которой много атрибутов из эпохи Советского Союза. Как ты думаешь, почему такие проекты становятся популярными? 

Мне кажется, это выглядит эффектно, и, возможно, так человек чувствует себя  участником событий. Зритель погружается в выдуманные миры, открывает для себя что-то новое и интересное. С другой стороны, возможно, это способ побега от реальности, в которой человек находится. По сути, кинематограф всегда создает альтернативную действительность, но только в настоящем мире — на съемочной площадке. 


А ты саму себя когда-то представляла в альтернативной реальности? 

Да. Мне кажется, в альтернативной реальности есть еще 100500 жанров. Первая мысль, которая зародилась у меня в голове при этом словосочетании, — «Голодные игры» и главная героиня этих фильмов Китнисс. Я поразилась тому, какое в ней сочетание женской силы, утонченности, смелости, смекалки и мужественности. Все это очень круто сделано. Что-то подобное интересно сыграть, ведь намного интереснее, когда ты герой и ведешь за собой других. Здорово, что в индустрии меняется отношение к женским персонажам, потому что прошло то время, когда героини были не более чем вспомогательными действующими лицами, помогающими раскрывать характеры мужчин.


Когда у тебя появились дети, что в тебе изменилось? Что нового открыло ощущение материнства? 

Я, наверное, всю жизнь буду отвечать себе на этот вопрос. Леон подарил  мне суперспособность не доставать себя. Все, я думаю, в какой-то момент перерастают историю самобичевания. Когда перестаешь докапываться до каждого сантиметра, каждой детали, становится так хорошо… Потрясающее чувство. Это, конечно, объясняется на биологическом уровне, когда у человека вырабатываются определенные гормоны и их сочетания, но то, как я себя чувствовала после рождения первого ребенка, — это просто вау, такого не было никогда. Ты летаешь, тебе все нравится. 

Во-вторых, меняются ценности, все становится как будто проще, нет чувства упущения. Материнство дарит наполненность. Перестает казаться, что ты что-то теряешь — наоборот, приобретаешь бесконечное. Появляется понимание, куда и к кому идти, как бы сложно ни было. И лучшее, что может случиться, — откроется дверь, и дети закричат: «Мама!»


Расскажи, где зритель увидит тебя в следующий раз, если об этом можно говорить.

Конечно, можно начать рассказывать, что вы увидите меня там и сям, поделиться планом, но я за простоту, в ней всегда все самое интересное, поэтому я просто поделюсь своей мечтой. С подростковых лет обожаю «Малышку на миллион». И это как раз референс к тому, что я хочу сделать в ближайшем будущем как актриса — сыграть боксершу в драматической истории.

Вопросы о планах порой ставят в ступор, так же, как и простое: «Какой твой любимый фильм?» В голове сразу всплывают картины, на которых ты эстетически растешь, но в голове все равно крутится «Дьявол носит Prada». Фан-факт: в классе восьмом-девятом я где-то на протяжении полугода буквально каждый день после школы смотрела этот фильм. А если этого не происходило, то все — день прошел зря, и мой мир ломался.