Тайны времен: что обязательно нужно увидеть в Государственном историческом музее | Арт | Time Out

Тайны времен: что обязательно нужно увидеть в Государственном историческом музее

Екатерина Андреева   9 июня 2023
9 мин
Тайны времен: что обязательно нужно увидеть в Государственном историческом музее
Фото: legion-media.ru
Государственному историческому музею в этом году исполнился 151 год с момента основания. Искусствовед, лектор и создательница одного из крупнейших образовательных проектов об истории, искусстве и культуре YaAndArt Екатерина Андреева рассказала Time Out, чем интересен музей сегодня и какие его экспонаты обязательно стоит увидеть.

Екатерина Андреева

дипломированный искусствовед (МГУ, исторический факультет, направление «История искусств»), лектор, приглашенный эксперт радио «Маяк»

Сайт | ВКонтакте | Подкаст

В 2017 году Екатерина создала проект YaAndArt, который стал одним из самых крупных образовательных проектов об истории, искусстве и культуре. В рамках проекта вышло 12 образовательных курсов, были проведены офлайн-лекции в таких университетах, как Высшая школа экономики и Британская высшая школа дизайна, а подкаст Екатерины «Об истории и искусстве» вошел в список самых прослушиваемых подкастов 2021 года.

История создания

Еще в середине XIX века многие историки, деятели культуры, ученые и представители императорской семьи неоднократно поднимали вопрос о создании музея, но все эти инициативы заканчивались ничем. Не было единой концепции, какой это должен быть музей, чему посвящен, какая коллекция должна быть представлена, какие задачи будет решать музей и, как бы это банально ни звучало, не было понимания, зачем музей вообще нужен.

Фото: legion-media.ru

Цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, был заинтересован в создании общедоступного музея. Побуждающим фактором к его созданию стала Политехническая выставка 1872 года, которая прошла в Москве и была посвящена достижениям Российской империи. На этой выставке были представлены не только научно-технологические достижения, но и разнообразные археологические находки, которые рассказывали об истории государства. А так как цесаревич склонялся к созданию археологического музея, то ему предложили создать исторический музей, который, как и планировал Александр Александрович, демонстрировал бы историю страны. Идея будущему императору понравилась, дальше следовало получить одобрение от императора Александра II. Оно было успешно получено, но впереди музей ждали сложности с поиском 1,5 млн рублей на строительство, споры о месте расположения, выбор проекта, который бы гармонично вписывался в Красную площадь и перекликался с храмом Василия Блаженного, оформление интерьеров и наполнение коллекции. Спустя 11 лет музей был открыт и сразу задал очень высокую планку.

Здание было выполнено в модном в то время неорусском стиле из красного кирпича с изобилием кокошников, а интерьеры было задумано оформить в соответствии с располагавшимися в залах объектами. Например, залы с памятниками каменного века расписаны сценами, которые реконструируют быт первобытных людей, или пещерными рисунками. Залы с иконами и манускриптами выполнены в старорусском стиле. Каждый зал — отдельная историческая глава со своим оформлением и своими памятниками. Правда, сегодня залы и памятники могут быть не синхронизированы, так как с момента открытия музея коллекция значительно расширилась.

При оформлении музея не забыли и о нативной репрезентации тех, благодаря кому он был построен. При входе перед посетителем открывается огромная роспись потолка с генеалогическим древом семьи Романовых.

Концепция музея «служить наглядной историей главных эпох Русского государства» была реализована в полной мере.


Тактильные экспонаты

С первого же зала в глаза бросается не только богатство коллекции и стилизация, но и модели основных памятников для слабовидящих, которые представлены как в оригинальном размере, так и в увеличенном для более детального изучения. Например, женские статуэтки эпохи камня и бронзы, которым более 20 000 лет. Кстати, любителям все потрогать в музее эта опция тоже доставит радость.

Уже в четвертом зале можно увидеть небольшого Идола рубежа III-II тысячелетия до нашей эры. Тут можно увидеть, насколько изменились технологии, в сравнении с женскими статуэтками. Идол отлит из меди, уровень проработки и детализации лица значительно вырос, у людей в те времена уже появился интерес к передаче более точных черт. Мужчина, представленный перед нами, уже совершает какое-то действие — танцует или проводит ритуал, на нем надет необычный головной убор. И этот памятник мы вновь можем потрогать и послушать более подробную историю его создания, что делает знакомство с коллекцией более интерактивной.


Внимание к деталям

Есть в собрании и уникальные по своей тонкости памятники — канфары II-I веков до нашей эры. Канфар — это сосуд в виде кубка с двумя вертикальными ручками. Обычно они выполнены из глины, но в ГИМ можно увидеть кубок из зеленого стекла, украшенный золотом в зоне бортика, ручек и подвесными деталями на цепочке. Объект скорее ритуальный, чем утилитарный, но если позволить себе мысль, что подобный кубок мог быть обыденностью для кого-то в период II-I веков до нашей эры, это заставит совсем иначе взглянуть на столь далекое прошлое и эстетические предпочтения людей того времени.

Из античных залов мы переходим в зал, посвященный эпохе Средневековья. Здесь стоит обратить внимание на оплечье XII — начала XIII веков. Оплечье — это часть одежды, покрывающая плечи, или крупное верхнее украшение, как в данном случае. Интересно это украшение в первую очередь богатством техник, что были использованы: резьба, чернь, которая создает черный рисунок, скань, что создает ажурность, зернь в виде маленьких точек, что придают узору объем. Тонкость работы поражает, а ведь это только XII-XIII века. Кроме использованных техник рассмотрите узоры — перед вами шесть дисков, на которых изображены разные вариации креста, а на одном из них представлен святой с распятием в руках, вероятно, это святой Глеб или Борис.

И не забывайте уделить внимание интерьерам!

И не забывайте уделить внимание интерьерам!


Забавы Петра Великого

Вот мы подходим к шестнадцатому залу, где представлено много необычной посуды XVI-XVII веков. Ваше внимание точно привлекут потешные кубки. Это очень в духе Петра Великого, который знал толк в том, как пошутить над своими важными гостями. Потешные кубки примечательны не только тонкой работой — тут нас уже не удивить, оплечье XII-XIII веков прекрасно продемонстрировало, что умелые ювелиры появились уже давно. Важно то, как работал механизм таких «шутих». Например, кубок с мельницей конца XVI века — когда гость брал кубок в руки и ему наливали вино, он уже не мог его поставить на стол из-за отсутствия как таковой ножки у кубка, гостю оставалось только выпить содержимое до конца. Когда жертва шутки начинала пить, внутри кубка откидывался клапан, вино попадало в мельницу и под напором по трубке попадало на несчастного. В состоянии шока гость вряд ли мог быстро сообразить, что делать с напитком, что, вероятно, вызывало много смеха у публики. Другой потешный кубок датирован XVII веком и представляет из себя «короля» со съемной головой. Вместо туловища у него бочонок с узорами на винную тему, а в руках графин для вина, который и представляет собой часть механизма для пролития вина на гостя. Механизм работы схожий: при наклоне сосуда к себе внутри бочонка откидывалась крышка, вино попадало в кувшин, который припаян к туловищу, и напиток попадал на гостя.

Кроме шуток и тонких ювелирных работ в собрании ГИМ есть и некогда полезные объекты, такие как земной глобус, созданный в середине XVII века по заказу принцессы Швеции Кристины Августы. К нашему счастью, когда работа над огромным проектом была закончена, принцесса уже отреклась, и ей было нечем заплатить за глобус. Другие августейшие особы не видели никакой пользы в таком большом глобусе, и только спустя 50 лет, когда Петр Великий отправится в европейское путешествие, он восхитится тонкой работой и оценит его пользу для народа. Поторговавшись, он купит его дешевле изначальной стоимости в десять раз. Петр продемонстрирует свою покупку в специально построенном шатре на Красной площади, а позже глобус перевезут в Навигацкую школу и только спустя годы — в Санкт-Петербург.

Проходя сквозь залы, вы можете проследить эволюцию культуры и искусства на территории нашей страны начиная с каменного века и до ближайших веков. В истории это заняло тысячелетия, а у вас есть возможность проследить этот путь за 2-3 часа.

Переоценить богатство и значимость коллекции и интерьеров музея невозможно, их нужно увидеть вживую!

В следующий раз Time Out и Екатерина Андреева расскажут вам о том, как Петр Великий выточил эту чашу.

В следующий раз Time Out и Екатерина Андреева расскажут вам о том, как Петр Великий выточил эту чашу.

Фото: Михаил Харин