Искусство сидеть дома: 5 онлайн-выставок, которые стоит посетить во время локдауна | Арт | Time Out

Искусство сидеть дома: 5 онлайн-выставок, которые стоит посетить во время локдауна

Диана Дорофеева   1 ноября 2021
4 мин
Искусство сидеть дома: 5 онлайн-выставок, которые стоит посетить во время локдауна
Фото: Depositphotos

До 8 ноября посещение культурных мероприятий придется резко сократить, однако откладывать изучение искусства на потом все-таки не стоит. Можно, например, посетить онлайн-выставки и неспешно полюбоваться на картины. Time Out советует 5 отличных экспозиций, которые помогут скрасить локдаун.


«Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья»

На выставке «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» представлены работы из 11 подмосковных музеев и галерей, созданные российскими художниками XVIII–XX веков: Виктора Васнецова, Ивана Айвазовского, Василия Сурикова, Натальи Гончаровой, Алексея и Константина Коровиных и других известных мастеров. Главное, что объединяет все произведения в одну концепцию — цвет.

В основе выставки лежит идея цветового круга. Внимание акцентируется на основных цветах, при смешивании которых можно получить всевозможные выразительные оттенки.

«Возьмем, к примеру, красный цвет — это и небольшая терракотовая точка в пейзаже Айвазовского, фигурка, устремляющая взгляд зрителя в глубину полотна, где и открывается вид на Ялту; или доминирующий звучный народный акцент в портрете смеющейся красна-девицы Малявина; детали того же цвета, но очень благородного оттенка в парадных портретах XVIII века и, наконец, драматичный крик красного в работах художников авангардистов», — отмечает куратор выставки Жанна Алейникова.


«Щукин. Биография коллекции»

Выставка «Щукин. Биография коллекции», прошедшая в 2019 году в Пушкинском музее, стала ярким событием: работы заняли практически все пространство, и о них долго говорили.

В экспозиции представлены картины Винсента Ван Гога, Клода Моне, Пабло Пикассо, Анри Матисса и Пьера Огюста Ренуара. История пополнения коллекции рассказана и показана через личность Сергея Щукина, биографию его семьи и культурно-исторический контекст. В отличие от своих братьев, Сергей Щукин начал увлекаться коллекционированием только после сорока.

В центральной части экспозиции постарались воссоздать путь, который преодолел собиратель — чтобы было заметно, как менялся и формировался его вкус. Щукин шел против общепринятых стандартов, приобретая те произведения, которые в первую очередь способны взволновать и задеть, не забывая про новых художников, впоследствии ставших знаменитыми.


«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

Лейденская коллекция, получившая свое название от живописного городка в нидерландской провинции Южной Голландии, была основана Томасом Капланом и его женой Дафной Реканати-Каплан. В нее включено около 250 работ живописи и графики. Впервые коллекция была показана в Париже, выставки проходили в Национальном музее в Пекине, Лонг-музее в Шанхае, а затем и в России — в Пушкинском музее и Эрмитаже.

Работы мастеров классического искусства размещены и в доступных каждому посетителю крупных музеях, и в частных коллекциях. Однако у Томаса и Дафны, которые восхищались картинами Рембрандта и художников того времени, получилось главное — создать разнообразное и репрезентативное по тематике собрание. В него входят работы Рембрандта, Франса Халса, Яна Вермеера Дельфтского и лейденских живописцев, представителей «тонкой живописи».


«От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина»

Пять веков европейской живописи, с конца XV до середины XX, можно проследить на выставке «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Экспозиция устроена по хронологическому принципу: открывают ее графические работы художников ранней немецкой школы, второй раздел отдан произведениям Голландии, Фландрии и Франции XVII века, третий — искусству рисунка XVIII века во Франции и Италии.

Также продемонстрированы разные явления истории рисунка XIX века в Германии, Франции и в России, от романтизма до импрессионизма и символизма, с работами Эжена Делакруа, Михаила Врубеля, Эдгара Дега и Мориса Дени. Помимо этого, экспонируется единственная в российских музеях графическая работа Винсента ван Гога «Портрет молодой девушки».

Картины отбирали исходя из желания показать как можно более полно и связно историю европейского рисунка на протяжении пяти столетий.


«Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций»

В оригинальном совместном проекте Эрмитажа и Художественно-исторического музея Вены каждый музей экспонирует по 14 картин, связанных попарно благодаря похожим сюжетам, времени, когда они были написаны, или просто по принадлежности одному автору. Это одновременно и сближает музеи, подчеркивая их сходство, и выделяет особенности, характерные для каждой коллекции.

В экспозиции представлены картины Сандро Боттичелли, Яколо Тинторетто, Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, дающие общее представление о том, как развивалась западноевропейская живопись от эпохи Возрождения до раннего неоклассицизма. На выставке можно увидеть произведения двух мастеров, которые раньше не были представлены в Эрмитаже — Альбрехта Альтдорфера и Ганса Гольбейна Младшего.