Рецензия на фильм Райя и последний дракон, отзывы критиков о кинофильме Raya and the Last Dragon, все актеры | Time Out

Райя и последний дракон

Raya and the Last Dragon   6+

Посидеть-поговорить. «Райя и последний дракон»

Клара Хоменко

Когда-то Кумандра была единой страной, где все жили в мире и согласии вместе с создавшими эту землю драконами. Однако потом пришли злые чудовища друуны, способные обращать всех в камень. Началась война, все драконы погибли, но последняя из них, Сису, пожертвовала собой, заключив друунов в волшебную сферу. Через много лет Кумандра из-за людской вражды распалась на пять государств. Вождь одного из них, Бенджа, является хранителем священной сферы, а главы всех остальных стран только и думают, как заполучить ее — они уверены, что именно в этом артефакте секрет процветания их могущественного соседа. А идеалист-Бенджа хочет только одного — чтобы все жили вместе, в мире и покое, как прежде. Так что он приглашает глав всех народов бывшей Кумандры в гости, не подозревая, что у некоторых из них есть очень хитрый план.

«Райя и последний дракон» — классический мультик от Disney, только без песен, что явно идет ему на пользу. Зато все остальное на месте: красивые картинки, смешные зверушки, захватывающая история приключений очередной принцессы и ее питомца. А главное новшество, которое очень украшает картину — это, пожалуй, количество локаций. Пять государств представлены разными пейзажами, их жители носят разные костюмы и имеют разные обычаи, они даже внешне отличаются друг от друга, что вообще-то в мультфильмах бывает нечасто. Ну, и конечно, милая дракониха Сису не оставит равнодушными малышей — у нее живейшая мимика и суперспособности, она веселая и немножко похожа на единорога.

Первоначально «Райя и последний дракон» произведет на взрослого человека хорошее впечатление ровно тем же самым — это очень красивое кино. К тому же сперва оно если и кажется на что-то похожим, то на «Индиану Джонса» или даже «Безумного Макса». Приятная и неожиданная ассоциация в диснеевском мультике. А вот потом начинаются такие серьезные проблемы, что их может заметить и маленький зритель, не то что большой.

Во-первых, «Райя» очень похожа как минимум на три диснеевских картины. Из «Рапунцель» позаимствовали суровых разбойников с топорами. Один из них становится спутником Райи и весь фильм напоминает о прошлых достижениях студии и о том, что даже старые эскизы тут, вероятно, не пропадают, а идут в дело. Из «Моаны» заимствован сюжет о девочке, назначенной хранительницей волшебного камня — некоторые ключевые моменты в начале повторяются едва ли не дословно. Наконец, в конце мы видим едва ли не прямую отсылку к кульминации «Холодного сердца» — и переходим к проблеме номер два.

Дело в том, что глобально «Райя и последний дракон» — это история о доверии и предательстве, которую авторы упорно пытаются совместить с идеей, что все зло в мире происходит от невозможности прощать. Были бы мы лучше, были бы мы так добры и оптимистичны, как Сису — не было бы никакой страшной вражды, которую воплощают здесь друуны. Мысль в целом верная, но доносят ее сценаристы таким образом, как будто им столько рассказывали об этническом разнообразии и женской силе, что они как-то подзабыли азы нормального отношения людей друг к другу. В результате занимательный квест по спасению мира превращается в бочку с гвоздями и битым стеклом, куда создатели мультфильма упорно заталкивают главную героиню, прямым текстом проговаривая: «Ты обязана забыть и простить предательство, а если нет — то ты виновата в последствиях ровно так же, как тот, кто тебя обидел. Даже если это сделали с тобой несколько раз и так и не попросили прощения». Интересная логика для времен «новой этики», о победе которой нам систематически вещают из каждого утюга.

О чем поговорить с ребенком после сеанса?

О том, надо ли видеть лучшее в людях. Прелестная Сису думает, что все в мире хорошие. Стоит только попросить по-доброму, как тебе помогут. В результате дракон постоянно влипает в неприятности, из которых ее вытаскивает Райя. Тем не менее Сису иногда оказывается права — именно благодаря этому Райе и удается преодолеть одиночество и оказаться в финале с целой командой единомышленников. Люди разные, все мы можем совершать одновременно хорошие и плохие поступки. Так что изначально надо просто давать всем шанс.

О предательстве и вине. Из-за предательства Намары Райя потеряла отца и дом и теперь скитается по загубленному миру совершенно одна, ища способ все исправить. Все это время Намара растет в собственном доме, с родной матерью, а когда встречает Райю, то всячески над ней издевается. Райя же чувствует себя виноватой — она доверилась не тому человеку. На самом деле в том, что мы хотим дружить, доверять и делиться сокровенным, нет ничего плохого. Если мы это делаем и в ответ получаем предательство, то вина лежит не на нас, а на том, кто предал.

О прощении. Когда обстоятельства вынуждают Райю довериться Намаре еще раз и та снова ее предает, Райя пытается защитить Сису. Из этого не выходит ничего хорошего — и тогда Райя, охваченная гневом, ищет Намару, чтобы отомстить. Намара, из-за поступков которой погибла ее собственная страна и последний в мире дракон, не извиняется за содеянное даже тогда, когда Райя побеждает в драке. Она говорит: «Ты виновата во всем так же, как я». Прощение — это не так-то просто. Оно должно быть искренним, а не потому, что так надо, правильно или выгодно. А еще прощения надо попросить — иначе получается, что обидчик не раскаивается, не понимает нашей боли и не чувствует за это вины. Если прощения не просят, то мы прощать не обязаны и имеем полное право на злость.

Билетов не найдено!

Закрыть