Рецензия на фильм Небесная команда, отзывы критиков о кинофильме Небесная команда, все актеры | Time Out

Небесная команда

12+

TimeOut

«Небесная команда». Чемпионы навечно

Вера Аленушкина

6 сентября 2011 года, Ярославль. Ледовая карьера 16-летнего Артема (Антон Рогачев) может вот-вот оборваться: после очередной драки на тренировке его вызывают на педсовет. Там должны решить, останется ли парень дальше учиться в спортивной школе или до конца своих дней будет орать «Шайбу-шайбу!», став лишь болельщиком на трибуне. У Артема, однако, находятся дела поважнее, чем походы на педсовет. Ему нужно отвезти «счастливый» баннер на игру любимого «Локо» в Минск, иначе команда — нет, не продует, ведь «Локо» не может продуть! — сыграет не слишком результативно.

Туда же торопятся и другие фанаты клуба: к примеру, некто Странник (Андрей Мерзликин), сбегающий от ничего не понимающей в хоккее жены, и неугомонная Барселона (Анна Уколова), оставившая дома двоих детей. Никто из них, конечно, не знал, что завтра, 7 сентября, самолет Як-42, на котором их команда полетит на тот злополучный матч, разобьется при попытке набрать высоту.

Помните фильмы о Петровом и Васечкине? Те самые, из середины 80-х? Они появились благодаря сценаристу и режиссеру Владимиру Аленикову. Сегодня он возвращается с новым проектом: на экраны выходит фильм-поминовение, посвященный хоккеистам ярославского «Локомотива», погибшим в авиакатастрофе десять лет назад. Как бы странно это ни прозвучало, именно успехи Аленикова в кино для маленьких зрителей помогают понять, почему «Небесная команда» получилось такой, какой получилась — чересчур наивной, приторно лучезарной и без преувеличения детской.

Казалось бы, при чем тут «лучезарность», ведь фильм о трагедии, от которой мир спорта до сих пор не оправился? Тут-то как раз авторов понять легко: они не хотели мазать экран черной краской, биться в истерике и снимать очередного «Непрощенного». Для Аленикова важна не катастрофа, а светлая память о хоккеистах. И ключевое слово здесь именно «светлая».

Другой вопрос, что меда и сахара в «Небесной команде» все-таки слишком много, из-за чего бьющий наотмашь оптимизм кажется вымученным и быстро начинает раздражать. Да и ориентация на детское кино, скорее всего, невольная и не идет фильму на пользу. Все герои симпатичны, наивны и примитивны. У каждого из них только одна черта: любовь к игрокам «Локо». Все остальные детали их биографии используются только в качестве фона, дабы подчеркнуть главную страсть в их жизни: директор спортивной школы уезжает на матч, оставив жену в больнице; фанатка Барселона «сбегает» от собственных детей и так далее.

Такая одноклеточность персонажей приводит к колоссальным логическим дырам. Артем — одаренный молодой хоккеист, ученик спортивной школы при «Локомотиве». Значит, есть большая вероятность, что через пару лет он может начать махать клюшкой в составе любимой команды. Однако он спускает этот шанс в унитаз не задумавшись потому, что ему хочется попасть на открытие Континентальной Хоккейной Лиги и привести «счастливый» баннер на стадион. Конечно, в рамках детского кино такая мега-наивность вполне допустима. Однако потенциальная аудитория «Небесной команды» — прежде всего спортивные фанаты. С их точки зрения поведение Электроника-переростка Артема — просто фатальная дурость.

В «Небесной команде» много элементов, близких к сказочным. Помните Василису Прекрасную, спасавшую Иванушку-дурачка, когда он вляпывался в какие-то безнадежные ситуации? В фильме есть своя Василиса-спасительница, которая сваливается на голову главному герою буквально из ниоткуда. Да и невесты хоккеистов выглядят как счастливые Золушки, нашедшие своих принцев.

Плюсом фильма можно назвать решение Аленикова не приглашать актеров на роли погибших игроков — какие-то статисты на экране есть, но их лиц мы не видим. Из-за этого возникает «эффект подглядывания»: ребят хочется рассмотреть, остановить, удержать. Тем не менее перед зрителем только их спины: парни в форме «Локо» постоянно куда-то уходят, что тоже символично.

Как бы то ни было, «Небесная команда» дает попрощаться с хоккеистами. В нее вмонтировано много документальных вставок вроде кадров с матчей. А в финале и вовсе перехватывает дыхание, когда видишь, как битком набитый стадион провожает парней в последний путь. Правда, фильм при этом как бы обрывается на полуслове, но ведь и жизнь людей оборвалась точно так же. Так что в этом «обрыве» никакой фальши нет.

Билетов не найдено!

Закрыть