Рецензия на фильм Довод, отзывы критиков о кинофильме Tenet, все актеры | Time Out

Довод

Tenet

TimeOut

«Довод»: Время, вперед!

Тимур Алиев

Джон Дэвид Вашингтон, исполняющий роль агента ЦРУ без рода и имени (весь фильм и он сам, и его окружение зовут героя Протагонистом), оказывается втянут в глобальное столкновение между спецслужбами и олигархами. Все бы ничего, да только расположены они не совсем в одной временной плоскости — кто-то в настоящем, а кто-то в будущем. Нет, классических хронопутешествий не будет. Вместо них зрителей знакомят с эффектом инверсии времени. Вместе с напарником из Ми-6 (Роберт Паттинсон) Протагонист будет противостоять не вполне адекватному олигарху Андрею Сатору (Кеннет Брана), родившемуся буквально из «пепла» закрытого советского Стальска-12. Однако злодей всегда будет на несколько шагов впереди.

Фильм, который армия поклонников Кристофера Нолана ждала долгое время, все-таки выходит в кинотеатрах — как минимум тех, что остались живы после пандемии. Сюжет новой ленты Нолана максимально нетривиален, оттого смотреть кино тянет более одного раза, чтобы соединить в голове все возможные хитросплетения повествования. Как и в «Начале» и «Интерстелларе», Кристофер выделяет время на объяснение выстроенной им вселенной. Вот вам немного теории, вкрапления имен ученых (реально существующих) и теорем. Да, не все из этого доказано на сегодняшний день, но кино — область ирреального, территория постправды, помноженная на фантастический вымысел. Потому здесь разрешено все, что не запрещено.

Нолан уходит слишком глубоко в дебри курса физики средней школы. Речи персонажей — к слову, многочисленные, так как на диалогах построена половина истории — сумбурные и местами хаотичные. Если надеетесь на смысловые паузы или акценты — забудьте; режиссеру важнее удариться в экшн, нежели позволить зрителю обмозговать то, что обсуждают герои. Локации сменяют друг друга со скоростью света: из индийских небоскребов мы отправимся на американский хайвэй, в пучину безымянного моря и… путешествие между временем, но в том же пространстве.

За впечатляющей, надо признать, визуализацией, к сожалению, теряются персонажи. Удивительно, но единственный, за кем по-настоящему интересно наблюдать в кадре — Роберт Паттинсон. Парень давно перерос синдром одной роли и уже не первый год демонстрирует разные грани своего таланта. Вот и здесь его Нил, «вооруженный» чеховским ружьем, любезно предоставленным Ноланом, смотрится куда изящнее и объемнее, чем скупой на эмоции и эмпатию Вашингтон. Забивает режиссер и на полутона, которых отчаянно не хватает персонажам. И Нил, и Протагонист, и, конечно, Сатор с супругой (Элизабет Дебики) выглядят подчеркнуто «белыми» или «черными»; Нолан не позволяет их характерам делать шаг в сторону.

Скудных героев режиссер старательно вписывает в свою хитровыдуманную концепцию, не оставляя актерам возможностей в принципе что-то играть. «Довод» — вообще больше о Нолане, чем о присутствующих в кадре персонажах, которые служат единственной цели — визуализировать замысел творца. Отсюда, видимо, такой мощный акцент на экшн, перестрелки, погони и взрывы, ведь без них лента Нолана останется всего лишь пресным набором нетривиальных замыслов, пусть и приправленным сногсшибательным саундтреком Людвига Йоранссона — в этот раз обошлось без Ханса Циммера.

Еще одним слабым звеном фильма становится хронометраж. Да, режиссер и в «Начале», с которым у «Довода» очень много общего, пускался в почти трехчасовое путешествие. Но, в отличие от ленты 2010 года, новому фильму Нолана попросту нечего предложить зрителю, чтобы уже к концу первого часа тот не начал смотреть на часы. Действие фильма довольно долго разжевывается, и к тому же умудряется стоять на месте — ведь время здесь движется и вперед, и назад! В этих эпизодах на «помощь» приходит оператор Хойте Ван Хойтема, который слишком заигрывается с разными планами в духе классических шпионских боевиков о Бонде вроде «Золотого глаза».

Забавно, что «Довод» вообще выглядит как вольный ремейк ленты Мартина Кэмпбелла. Разве что Вашингтон не сравнится с Пирсом Броснаном, да и ставки у Нолана более высокие. Режиссер не может размениваться на «банальную угрозу» давления всех стран в мире, ему нужна проблема уровня «уничтожение всего мира», точнее, его «перезагрузки». Где-то здесь и приходит осознание, что мы наблюдаем не столько кино с (не)линейным повествованием, сколько концепцию мировосприятия, которую преподносит нам Кристофер Нолан. Примечательно, что законы хронотопа, работающие в классических лентах о перемещениях во времени, в «Доводе» вычеркнуты за ненадобностью. Ни параллельных миров из «Доктора Кто», ни «Флэшпоинтов» не будет — лишь запах плутония на рассвете в маленьком постсоветском городке Стальск-12.

Билетов не найдено!

Закрыть