Рецензия на фильм Девятаев, отзывы критиков о кинофильме Девятаев, все актеры | Time Out
6.3/10
5.6/10
3.0/5

Девятаев (2021 год)

12+

Страна
Россия
Длительность
118 мин.
Премьера в мире
29 апреля 2021 г.
Премьера в России
29 апреля 2021 г.
Бюджет
₽625 253 243
Сборы, в мире
$4 392 744
Сборы, в России
$4 389 618

О фильме

Лето 1944 года. Советские войска ведут наступление, но враг еще очень силен. В бою с немецкими истребителями советский летчик сбит над вражеской территорией и попадает в плен. Теперь ему предстоит сделать выбор: умереть в концлагере или снова подняться в небо — но на стороне немцев. Летчик выбирает третий вариант — побег. Но как угнать самолёт с особо охраняемой военной базы, где нацисты разрабатывают оружие возмездия, способное в последний момент изменить ход войны?

Рецензия на фильм

«Девятаев». Он сказал: «Поехали!»


Июль 1944 года, Первый Украинский фронт. Гвардии старший лейтенант Михаил Девятаев (Павел Прилучный) попадет в плен: в районе Львова фашисты подбивают его самолет, и летчику ничего не остается, кроме как выпрыгнуть с парашютом над вражеской территорией. На земле он яростно отстреливается от немецких солдат, но теряет сознание — и приходит в себя уже в лагере для военнопленных. Там его ждет сюрприз: его однокашник по летному училищу и по совместительству закадычный друг Колька Ларин, который официально считался погибшим, оказывается живее всех живых. Более того, Колька (Павел Чинарев) сыт, весел и румян: он нацепил новенькую нацистскую форму, получил возможность бороздить небо на первоклассных немецких истребителях и теперь уговаривает пленных советских летчиков последовать его примеру. Однако такая перспектива Девятаева не устраивает — и он сразу же начинает думать о том, как бы угнать вражеский самолет и на нем вернуться к своим.

Военное кино в нашей стране снимали и будут снимать, и вовсе не из-за высокого запроса аудитории: он-то как раз в последние годы заметно снизился. Все потому, что на проекты такого рода «Фонд Кино» дает деньги гораздо охотнее, чем на любые другие. А если есть финансирование, так почему бы не снять?

Впрочем, к чести создателей «Девятаева» — Тимура Бекмамбетова и его сорежиссера Сергея Трофимова — их продукт все-таки выше по уровню, чем бесконечные «Зои» и «Танки». Беспощадного ура-патриотизма в фильме практически нет, и за это авторам большое спасибо. Они наконец-то сообразили, что поведение Человека на войне способно говорить само за себя — и в высокопарных комментариях не нуждается. Нет в «Девятаеве» и любовной линии: если бы герой сбегал из плена с симпатичной девчонкой под мышкой — вспомним сейчас всеми нами любимый «Т-34», — то это было бы совсем глупо. Зато в фильме есть отличные воздушные бои, драйв и нерв. Без проблем, перерастающих время от времени в стихийное бедствие, конечно, тоже не обошлось, но о них чуть позже.

С технической точки зрения «Девятаев» почти шикарен. Воздушные бои сделаны с помощью компьютерной игры War Thunder, что для нашего кино без преувеличения эксперимент. От набившего оскомину слоу-мо и эффектных каскадерских драк создатели отказались, и это тоже пошло проекту на пользу. Так что любителям приключений и адреналина вполне можно включить «Девятаева» в свой список «дел» на майские праздники.

К сожалению, два воздушных боя и эпизод с разминированием снаряда — единственная причина, по которой фильм можно рекомендовать. Ведь война — это все-таки не приключение. Понятно, что военно-приключенческое кино — жанр особый, и отношения с реальностью у него сложные, но вот вам простой пример.

После побега из плена — надо ли говорить, что этот побег реален?! — Михаил Девятаев весил 38 кг. Павел Прилучный, готовясь к этой роли, тоже худел, но на экране он выглядит, как современный мажор средней упитанности. Бекмамбетов прокомментировал это так: «Мы решили, что дальше худеть не нужно, потому что иначе на героя будет неприятно смотреть». Эта фраза многое объясняет.

В «Девятаеве» война, на которую смотреть приятно. Это уютно-комфортная война, в которой главного героя невозможно убить, а сам он способен уничтожить три танка с помощью одной единственной палки-копалки. Немцы в этой войне, разумеется, идиоты: посылают советского перебежчика за самолетом сбежавшего Девятаева и никак его не контролируют. Это абсолютно неправдоподобная ситуация.

Отсутствие любовной линии тоже сыграло с авторами злую шутку. Снимать военное кино без мелодраматического сахара мы не умеем, поэтому образовавшуюся пустоту невольно заполнила линия «крепкой мужской дружбы». Герою придумали антагониста — закадычного дружка Кольку Ларина, который продался немцам по двум причинам. Во-первых, для советской Родины плен — это акт предательства, поэтому на родной земле Кольку не ждет ничего, кроме расстрела. Во-вторых, переход к фашистам дает ему возможность снова сесть за штурвал самолета, а бедолага так влюблен в небо, что отказаться от такого предложения не в состоянии.

Отношения Кольки и Девятаева выглядят так, что если Ларина заменить на девушку, которой последний по каким-то причинам не может признаться в любви, то поведение героев в кадре практически бы не изменилось. Они смотрят друг на друга с нежностью в очах, романтично кружат рядышком на самолетах. Понятно, что это вышло как-то непреднамеренно, но ведь вышло же.

Другая проблема фильма — этического характера. Подселять выдуманного персонажа в историю реального подвига — это право авторов. Ведь «Девятаев» — все-таки не документальное кино, а художественное. Только было ли у них моральное право называть «полицаем» реального человека, который им не был? Ведь один из пленных, сбежавший вместе с Девятаевым, по фамилии Соколов с легкой руки создателей проекта превращается в надзирателя фашистского концлагеря. Понятно, что так эффектнее с драматургической точки зрения, но в реальности Соколов «полицаем» не был и быть не мог: бунтаря с двумя попытками побега фашисты никогда бы не назначили надсмотрщиком. Было ли у авторов моральное право так поступать? Постарайтесь ответить на этот вопрос максимально честно.

Открыть рецензию

Постеры

Похожие фильмы

Фильм в коллекциях