13 ролей, причинивших  психологические страдания актерам

Многие актеры проходили через трансформацию тела ради роли — один Кристиан Бейл чего стоит. Но что сложнее: изменить привычной форме или пережить психологический стресс, который часто заканчивается нервным срывом и даже может привести к смерти? Time Out вспоминает роли, после которых актеры еще долго не могли вернуться к нормальной жизни.

Хит Леджер

Фильм: Темный рыцарь (The Dark Knight, 2008)

Ни для кого не секрет, что роль Джокера в «Темном рыцаре» оказалась для Леджера роковой. 

Для того, чтобы вжиться в образ, актер провел 43 дня в мотеле в полном одиночестве, изучал комиксы и вел «дневник наблюдений» за своим героем. В этом же дневнике он хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии гиен, улыбающегося клоуна и Алекса ДеЛарджа – персонажа из «Заводного апельсина», с которого впоследствии скопировал жесты и мимику. Также Леджер лично сделал наброски образа, который, по его мнению, должен быть у Джокера, и не выходил из этого амплуа на протяжении всех съемок. Актер настолько добился сходства с психопатом, что смог сымпровизировать самую пугающую сцену из фильма — аплодисменты Джокера. 

Психологи предполагают, что актер довел себя до биполярного расстройства личности, что привело к бесконтрольному приему антидепрессантов и последующей смерти. О методах, с помощью которых Леджер готовился к роли, высказывался и его отец в документальном немецком фильме «Слишком молодой, чтобы умереть». По словам Кима Леджера, Хит всегда работал с полной отдачей, но в этот раз зашел слишком далеко. 

Натали Портман

Фильм: Черный лебедь (Black Swan, 2010)

По исхудавшему телу Натали Портман несложно догадаться, что создание оскароносного образа стоило ей немалых физических усилий. Однако актриса пережила не меньший стресс и в эмоциональном плане.  

Съемочный день Натали длился 16 часов, а до и после – тренировки у станка. В результате актриса потеряла пятнадцать килограмм, но это далеко не все, что пришлось пережить Портман. Натали рассказывала, что во время съемок Даррен Аронофски намеренно сталкивал их с Милой Кунис, чтобы добиться более правдоподобной игры. Также режиссер изолировал Портман от остальных актеров и настаивал, чтобы она пребывала в одиночестве и в обычной жизни — в итоге Порман полностью забросила личную жизнь и в течение года занималась только подготовкой к роли. 

Актриса признается, что Дарен Аронофски — настоящий профессионал, и образ ее героини не получился бы столь убедительным без его контроля. Но тут же добавляет, что она ни за что бы не повторила этот опыт. Родственники и друзья актрисы подтверждают, что Порман было непросто вырваться из образа и вернуться к обычной жизни. 

Джаред Лето

Фильм: Отряд самоубийц (Suicide Squad, 2016)

Судя по всему, воплощение Джокера действительно требует полной отдачи, потому что и Джаред Лето прибегал к неординарным методам при подготовке к этой роли. 

На съемочной площадке актер вытворял безумные вещи. Уилл Смит получил от него пакет с пулями, Марго Робби — любовное письмо с живой крысой, а Акиннуойе-Агбадже «наслаждался» набором журналов Playboy, покрытых непонятным вязким веществом. Да и в целом его коллеги не раз жаловались, что к Джареду было страшно лишний раз подходить, а отзывался актер лишь на имя «Мистер Джей». 

Эксперименты Лето не ограничились одной съемочной площадкой. По улице актер также ходил в образе Джокера и тестировал на людях зловещий смех и неадекватное поведение. Но и это еще не все: Джаред пошел дальше и встречался с врачами и психиатрами, которые работали с жестокими психопатами-убийцами, а затем и вовсе решил заночевать в одной из тюрем. Коллеги Лето по площадке подтвердили, что после окончания съемок в тюрьме Джаред попросил запереть его в подвале на всю ночь. По словам самого Лето, ему придется успокаиваться и отходить от этого опыта всю оставшуюся жизнь.  

Шайя Лабаф

Фильм: Ярость (The Fury, 2014)

По степени правдоподобности игры Шайя Лабафа в «Ярости» можно только представить, на что пошел актер ради достижения результата.  

Лабаф начал с того, что стал помощником капеллана и вступил в Национальную гвардию, где в течение месяца проходил военную подготовку. Однако коллеги по съемочной площадке сообщают и более интересные и пугающие подробности из будней актера. В это сложно поверить, но, чтобы глубже вжиться в роль своего персонажа, Шайя Лабаф не мылся несколько месяцев и периодически «развлекался» тем, что наблюдал, как умирают лошади. Но и это еще не самое пугающее... Лабаф изрезал свое лицо ножом и выдрал зуб. Должно быть, это действительно добавило убедительности игре актера, однако сложно сказать, стоило ли оно того. Ведь, по словам друзей, Лабафу потребовалось несколько месяцев, чтобы прийти в себя.  

Кейт Уинслет

Фильм: Чтец (The Reader, 2028)

В фильме «Чтец» Кейт Уинслет смогла с полной отдачей передать образ надзирательницы концентрационного лагеря в Освенциме, но чего ей это стоило? Уинслет признается, что настолько вжилась в образ своей героини, что не могла выйти из роли и в обычной жизни. 

Кейт говорила, что после окончания съемок у нее еще долго стоял перед глазами образ Ханны. Актриса переживала, потому что чувствовала, будто она сама совершила преступление, за которое ее героиня была осуждена в фильме. Еще около трех месяцев после выхода фильма Уинслет ощущала себя тюремной заключенной, из-за чего находилась в постоянном стрессе.  

Мария Шнайдер

Фильм: Последнее танго в Париже (Last Tango in Paris, 1972)

«Последнее танго в Париже» гения Бернардо Бертолуччи стало шедевром киноискусства. Но что стоит за безупречной съемкой и правдоподобной актерской игрой? 

За одну из самых знаменитых кино сцен изнасилования Мария Шнайдер поплатилась своей карьерой и нормальной жизнью. Дело в том, что Бернардо Бертолуччи намеренно не предупредил актрису о предстоящем эпизоде. По договоренности с Бертолуччи актер застал девятнадцатилетнюю актрису врасплох и изнасиловал, используя сливочное масло в качестве лубриканта.  

Бертолуччи добился чего хотел: сцена вышла впечатляющая. Еще бы, ведь Шнайдер в ней плакала по-настоящему и действительно чувствовала себя униженной и травмированной. А после этого жизнь девушки начала рушиться как карточный домик: после «Последнего танго в Париже», Мария бралась лишь за неприметные роли, начала пить и принимать наркотики — а также до конца жизни так и не могла есть сливочное масло.  

Джонни Депп

Фильм: Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas, 1998)

Несложно догадаться, чем занимался мастер перевоплощений Джонни Депп, чтобы с точностью воплотить на экране персонажа, перепробовавшего все виды наркотиков в Лас-Вегасе. 

Чтобы прочувствовать своего героя, Джонни Депп жил в доме Хантера С. Томпсона полгода и изучал его дневники о наркотических экспериментах. Также актер спал и курил около бочек с порохом, которые Томпсон хранил у себя дома. Естественно, актер перенял манеры, привычки, жаргонные фразы, манеру речи и мимику Томпсона, что сыграло ему на руку. И все бы ничего, если бы не дальнейшие проблемы, которые получил актер: Деппу потребовалось немало времени, чтобы выйти из образа, он долго не мог вести себя естественно и продолжал жить в образе Томпсона, который стал практически его альтер-эго. 

Хилари Суонк

Фильм: Парни не плачут (Boys Don't Cry, 1999)

«Парни не плачут» — тяжелый фильм, и не менее тяжело было Суонк вырваться из кинообраза, в который она вложила все силы. 

Во время подготовки к роли Хилари использовала все подручные средства, чтобы максимально вжиться в роль своей героини: она засовывала в штаны носки, носила мужскую одежду, имитировала мужской голос и забинтовывала грудь. По условию режиссера Хилари должна была на протяжении четырех недель жить как парень. Актриса выполняла условия и делала все, чтобы ее принимали за мужчину, в том числе знакомилась с девушками. Но кто бы мог подумать, что актриса продолжит так себя вести и после окончания съемок? 

Какое-то время Хилари продолжала одеваться как мужчина, коротко стричь волосы и игнорировать косметику. Соседи и вовсе думали, что с ней живет ее брат — Джеймс. Впрочем, это неудивительно, ведь Хилари именно так и представлялась.   

Виктор Сухоруков

Фильм: Про уродов и людей (1998)

Виктор Сухоруков прославился благодаря фильмам «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова. Но сейчас речь пойдет о другой, менее известной его роли.  

Актера изрядно подкосили съемки в картине «Про уродов и людей», где он сыграл подручного Иоганна. Дело в том, что киногерой оказался для актера настолько отвратительным, что Сухорукову воплотить такой образ в жизнь оказалось крайне тяжело. Еще во время съемок Виктор испытывал психологические трудности, а после выхода фильма у него начались более серьезные проблемы. Актер впал в депрессию, начал пить, конспирировался, переливая алкоголь в бутылку из-под кефира, и в итоге попал в психиатрическую клинику имени Бехтерева с диагнозом металкогольный психоз. К счастью, Сухоруков справился с болезнью, завязал с алкоголем и ведет трезвый образ жизни по сей день. 

Алексей Полуян

Фильм: Груз 200 (2007)

На судьбу Алексея Полуяна наложил отпечаток скандальный фильм Алексей Балабанова «Груз 200». То, что пришлось пережить актеру – настоящее испытание, которого избежали Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, отказавшись от роли.  

Во время съемок актер постоянно испытывал стресс, который приводил к нервным срывам и истерикам. Но самыми сложными для Полуяна стали эпизоды, где он бутылкой насилует героиню Агнии Кузнецовой и вываливает к ней на кровать труп жениха. После того как отрывки были отсняты, актер сразу же упал на пол и разрыдался. 

Даже после выхода фильма в прокат Полуян корил себя за то, что согласился на эту роль — актера не раз избивали на улицах, так правдоподобно он сыграл маньяка-милиционера. Кроме того, у Алексея резко ухудшилось и здоровье. Полуян признавался, что «Груз 200» сломал ему жизнь. 

Джанет Ли

Фильм: Психо (Psycho, 1960)

Культовый фильм Альфреда Хичкока оказался способен пощекотать нервы не только зрителям, но и участникам съемок.  

Жертвой психологического триллера стала исполнительница главной роли – Джанет Ли. Помните знаменитую сцену в душе, от которой мурашки по коже? Так вот, Джанет Ли было настолько тяжело сниматься в злосчастном эпизоде, что съемочная команда работала над ним целую неделю. Момент получился впечатляющим и напугает кого угодно. Но девушка получила настоящую психологическую травму. Впоследствии, когда Джанет пыталась принять душ, у нее были истерики, панические атаки, ей казалось, что на нее вот-вот нападут. Она долго приходила в себя, и постепенно ее состояние нормализовалось, но с того времени актриса все же отдавала предпочтение ванне — хотя даже в ней не могла полностью расслабиться. 

Вэл Килмер

Фильм: Дорз (Doors, The, 1991)

Образ Вэла Килмера в фильме «Дорз» — один из ярких примеров того, что у любого перевоплощения есть и обратная сторона. 

Чтобы вжиться в роль Джима Моррисона, Килмер многократно смотрел записи с его концертов, выучил пятьдесят песен, пытался копировать мимику и движения музыканта. Постепенно актер и в обычной жизни стал одеваться и вести себя как Моррисон. Вэл добился потрясающего результата — даже в голосе сходство было настолько поразительным, что для фильма было решено использовать вокал Килмера, а не оригинальные записи. Члены группы The Doors говорили, что не могут отличить, на какой записи поет Джим, а на какой Вэл.  

Однако столь глубокое погружение не могло пройти без последствий: Килмер не мог вести себя как прежде. После съемок актер признался, что он не может выкинуть своего героя из головы и нуждается в помощи. Чтобы справиться с проблемой, Вэлу пришлось проходить курс профессиональной терапии. 

Боб Хоскинс

Фильм: Кто подставил кролика Роджера (Who Framed Roger Rabbit, 1988)

Сложно поверить, но позитивный фильм «Кто подставил кролика Роджера» доставил немало проблем исполнителю главной роли – Бобу Хоскинсу.  

Все началось с того, что во время съемок актер был вынужден разговаривать с зеленой стеной и представлять на ее месте своего собеседника – кролика. Поначалу Бобу было сложно общаться с пустотой. И, чтобы придать большей убедительности «диалогам», актер начал наблюдать, как его трехлетняя дочь общается со своими воображаемыми друзьями. Что ж, неплохое решение. Однако оно имело свои последствия. Бобу удалось добиться правдоподобности при воплощении своего героя, но после таких экспериментов мультипликационные персонажи стали преследовать актера на постоянной основе. Хоскинс так и не смог самостоятельно справиться с галлюцинациями и обратился к психиатру. По совету врача Боб на целый год не снимался в кино и проходил лечебную терапию. 

Николас Кейдж

Фильм: Птаха (Birdy, 1984)

Роль в фильме «Птаха» однозначно стала для Николаса Кейджа одной из самых сложных в его карьере.  

Кейдж должен был сыграть друга бывшего военного, который сходит с ума, воображая себя птицей. Несмотря на то, что самая сложная роль досталась Мэттью Модайну, Кейдж решил, что и его персонаж достоин не меньшей отдачи. 

Актеру оказалось сложно передать эмоциональное состояние героя, который пытается помочь другу с психическими проблемами, и, чтобы лучше почувствовать персонажа, Кейдж настоял, чтобы ему, так же, как и его персонажу, вырвали два зуба без наркоза. Сам актер признается, что был в ужасе от своей роли и не делал ничего похожего ни до, ни после работы над «Птахой».