Театральный Петербург в вопросах и ответах. Ч.3

Каждые выходные с 3 августа по 9 сентября на открытой сцене проекта «Театральный Петербург на Книжных аллеях» выступали артисты петербургских театров. В этом году в проекте принял участие 21 театр — рекордное число за время работы «Театрального Петербурга» на «Аллеях». Подводим итог общения с театральной общественностью, задействованной в 5-м сезоне проекта, чтобы выяснить, куда движется современный театр, и что нас ждет на подмостках в новом сезоне.

 

Надежда Кокарева, руководитель проекта «Театральный Петербург на Книжных аллеях», автор идеи:

— 2019 — Год театра в России. Как оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— Оценить, куда движется современный театр, очень сложно, точно так же как понять, куда движется сама жизнь. Сегодня театр очень разный. Наращивается арсенал его технических средств, зачастую театральная постановка включает себя элементы других искусств: кино, цирка, изобразительного искусства…

Одна из задач проекта «Театральный Петербург на Книжных аллеях» — показать всё разнообразие петербургского театра, всю его жанровую палитру: от комедии до трагедии, от мюзикла до клоунады

Одна из задач проекта «Театральный Петербург на Книжных аллеях» — показать всё разнообразие петербургского театра, всю его жанровую палитру: от комедии до трагедии, от мюзикла до клоунады. На протяжении шести суббот перед зрителями выступили более 20 театров, и ни один не был похож на другой.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?

— Хорошая постановка для меня — это гармоничное сочетание всего нескольких элементов: Л — крепкой литературной основы, Р — интересного режиссерского решения, А — хорошей актерской игры. Без этого чуда, которое нам дарит театр, не случится, и спектакль «не зацепит» зрителя.

— Изменился ли юный зритель?

— Мне кажется, дети всегда остаются детьми, несмотря на засилье гаджетов, ускорение темпа жизни и проблему «клипового мышления». На театральных выступлениях на открытой сцене на «Книжных аллеях» всегда много маленьких зрителей, и за ними очень интересно наблюдать. Обычно они усаживаются прямо перед сценой и во все глаза смотрят на то, что происходит, активно участвуют в процессе, особенно, если спектакли включают в себя интерактивные элементы. Благодаря неформальной обстановке, которая царит в этом культурном пространстве, ребята могут, не стесняясь, выражать свои эмоции и заражают ими взрослых. Для многих из них это первый театральный опыт, самый важный, ведь потом из них вырастут думающие и ценящие театр зрители.

 

Анастасия Удалова, генеральный директор и художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкально-драматического театра «Синяя птица»:

— 2019 — Год театра в России. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— Театр меняется, становится более технологичным. Ожидания зрителя всё выше и выше, зритель всё более чутко относится к качеству постановки: к костюмам, декорациям, даже качеству настройки света и звука, не говоря уже о качестве сценария и режиссерской работы. Помимо этого сейчас в тренде иммерсивность: зритель хочет больше интерактива, хочет более полного погружения в театр.

Если после спектакля зрители обсуждают исключительно видеоконтент — это плохой знак. Если спектакль хороший, зрителю всё равно, есть в нем современные технологии или нет. Он и без всяких технологий будет для них актуален, а, значит, современен


А вот как я оцениваю современный театр — это уже иной вопрос. Для меня современный театр означает актуальный, интересный своей тематикой, а главное — действием. Это такой театр, который рождает отклик в каждом. Я абсолютно убеждена, что если история не трогает, никакие спецэффекты не помогут. Если после спектакля зрители обсуждают исключительно видеоконтент — это плохой знак. Если спектакль хороший, зрителю всё равно, есть в нем современные технологии или нет. Он и без всяких технологий будет для них актуален, а, значит, современен.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы по вашим наблюдениям?
— Те, в которых есть мысль. Говоря про сюжет, опять-таки наиболее популярны, как и всегда, те, где есть 3 составляющие: мистика, детектив и любовь. Дальше варианты.
При всей скорости прогресса, многие скучают по нормальным классическим постановкам. Но и новаторские необычные формы очень интересны. (Тогда, когда они оправданы).

— Изменился ли юный зритель?
— Безусловно. Ребенок 2019 года открыт всему новому, умеет мыслить по-разному, увлечен технологиями и поэтому его сложнее удивить классическим театром — здесь ключевую роль играют харизма артистов, острота сюжета.

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?
— В октябре мы покажем два спектакля-именинника — это мюзиклы «Принцесса без горошины» и «Все мыши любят сыр» на сцене театра «Мюзик-Холл». Эти два спектакля родились заново. Произошел самый настоящий апгрейд. Мы поменяли взгляд на истории, немного осовременили их, где-то добавили декораций или костюмов. Но главное, что на сцену выйдет самый сильный актерский состав. И, по-моему, будет здорово. Приходите! 

 

Марина Ланда, композитор, руководитель Музыкального Театра детей Марины Ланда:

— 2019 — Год театра в России. Как вы оцениваете театр современный?

— Ответить на вопрос « Куда движется театр» я не решусь. Я стараюсь смотреть спектакли, которые отмечают друзья, но полной картины, конечно, составить не могу — очень много сама работаю и далеко не всё успеваю посмотреть. Театр движется — это самое главное!!! Хочется, чтобы он двигался к человеку, к душе, как ни пафосно это звучит! И когда я попадаю на такие спектакли, когда «над вымыслом слезами обольюсь», когда не фиксируешь, как тут хорошо сыграно, как тут режиссер самовыразился, когда не видишь «назидательного пальчика», тогда и возникает радость Театра!

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы?
— По моим наблюдениям, востребованы постановки а’la performance, многослойные, и артисты в них участвуют «синтетические», отвечающие этим задачам.

— Изменился ли юный зритель?
— Юный зритель в чем-то изменился, но не в сути восприятия, по-моему. Разница в том, что раньше, когда ему было скучно, он начинал валтузить соседа, а теперь — утыкается в гаджет! Но если ему интересно — смотрит во все глаза, смеется или плачет! Другое дело, что юному зрителю, привыкшему к клиповому мышлению, сейчас достаточно трудно — он этого же ждет и от театра. Но ребенок достаточно быстро принимает правила игры, и в итоге откликается на главное — искренность и заразительность как актерскую, так и режиссерскую!


— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?
— Осень у Музыкального Театра Детей выдается горячая. Уже прошли выступления на фестивале « Театральный Петербург на Книжных аллеях», концерт в Казани. В конце сентября покажем отрывки из разных программ на двух фестивалях: «Улитка» (21 сентября в Ботаническом саду) и КРОК (международный анимационный фестиваль, открытие которого состоится 22 сентября на «Лендоке»).

Хочется, чтобы театр двигался к человеку, к душе. И когда я попадаю на такие спектакли, когда «над вымыслом слезами обольюсь», когда не фиксируешь, как тут хорошо сыграно, как тут режиссер самовыразился, когда не видишь «назидательного пальчика», тогда и возникает радость Театра


С 1 по 4 октября с небольшой группой наших юных артистов летим в Тюмень, там проведем творческую встречу и мастер-класс.
12 октября — поем в Малом зале филармонии песни Андрея Петрова.
А 20 октября — уже в Москве, в Доме Музыки, открываем Фестиваль Владимира Спивакова отрывком из спектакля «Надежды маленький оркестрик».
И всё это время (сентябрь и октябрь) параллельно с выступлениями готовим новый спектакль с Антоном Адасинским, премьера которого состоится в начале ноября (надеемся!) в Москве на фестивале «Большая перемена».
Вот такой план на ближайшие два месяца. Скучать, отдыхать и расслабляться не придется! Очень надеемся, что любовь и поддержка наших дорогих зрителей нам поможет, а мы постараемся вас не подвести! 

 

Наталия Фиссон, заслуженная артистка РФ, художественный руководитель театрального товарищества «Комик-трест»:

Театр как река — он движется от истоков творческого вдохновения к людскому морю восприятия. Зрители приходят в театры. А театры благодаря «Книжным аллеям» выходят на улицы. У этой реки два рукава

— 2019 — Год театра в России. Вы служите театру много лет. Как вы оцениваете театр современный, куда он движется, на ваш взгляд?

— Театр как река — он движется от истоков творческого вдохновения к людскому морю восприятия. Зрители приходят в театры. А театры благодаря «Книжным аллеям» выходят на улицы. У этой реки два рукава.

— Какие сюжеты и постановки сегодня наиболее востребованы по вашим наблюдениям?
— Сегодня востребованы синкретические театры на стыке жанров (драма, балет, цирк, клоунада, пение и т.д.), а также такой театр, где зритель как соучастник события погружается в свои мечты и фантазии.

— Изменился ли сегодня зритель?

— Зритель сильно изменился, он мыслит картинками клипового мышления. Нас воспитывали книга и улица, их — интернет и смартфон.

— Какие новые постановки в вашем театре ждать этой осенью?
— Театр «Комик-трест» выпускает в ноябре шоу «С луной за спиной». Кроме того, мы открыли свою школу для передачи опыта молодому поколению. И работаем над уличным спектаклем, чтобы соединиться со зрителем в едином порыве в садах, парках и на площадях.