Станислав Логунов: без постоянного обучения успех невозможен

Станислав Логунов: без постоянного обучения успех невозможен

  28 сентября 2017
6 мин
Станислав Логунов: без постоянного обучения успех невозможен

О самообразовании, бизнес-литературе и продуктивном чтении мы побеседовали с основателем просветительского проекта SILA Project Станиславом Логуновым, чья открытая лекция-дискуссия «Целенаправленное чтение для бизнеса: как выбрать и читать книги с максимальной пользой» состоится в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума 18 ноября.

— Станислав, вы готовы до лекции раскрыть все секреты целенаправленного чтения бизнес-литературы или сохраним интригу до ноября?

— О деловой литературе я могу говорить бесконечно! Но все же дискутировать на эту тему удобнее будет на моей лекции в рамках Форума. Поэтому приглашаю на встречу всех, кто заинтересован в качественном самообразовании. А сейчас предлагаю поговорить о бизнес-книгах в другом аспекте. Давайте посмотрим на них как на инвестиции. Деловая литература — это действительно хорошее вложение!

К сожалению, под словом «инвестиции» обычно понимают только финансовые вложения, забывая о таком невосполнимом ресурсе, как время. Читая правильные книги в нужное время, вы вкладываете деньги (кстати, не такие уж большие!) и ваше бесценное время в собственное развитие, тем самым повышая свою капитализацию. Метод целенаправленного чтения позволяет экономить и тот, и другой ресурс: вы покупаете и читаете только то, что нужно вам «здесь и сейчас». Определив текущие жизненные цели, и исходя из приоритетных задач, составляется индивидуальный план чтения, который включает только необходимые книги, тем самым существенно повышая шансы на успех. По моей оценке, разумное количество бизнес-книг, которое обычному человеку необходимо читать в год, 12: по одной книге в месяц. С таким темпом материал хорошо усваивается, и вы успеваете его применять на практике.

— Какие аспекты самообразования вы считаете самыми важными для формирования современного специалиста?

— К сожалению, современная система образования «изливает» на учащихся колоссальный объем сырой информации, который они не успевают обрабатывать. При этом созданию и закреплению навыков придается меньше значения, и это особенно заметно в управленческой сфере. Это серьезная проблема для нашей страны.

Все подряд читать не надо. Прежде чем выбрать книгу, нужно определиться с вопросом, на который хотите получить ответ, и уровнем своей подготовки: только так можно подобрать правильную бизнес-литературу и получить необходимые знания

Став руководителем, я сам столкнулся с проблемой недостатка управленческих навыков. Учитывая, что у меня зачастую была семидневная рабочая неделя по 20 часов в сутки, о дополнительном образовании не было возможности даже подумать. Так как с детства я привык получать необходимые знания из книг, то самообразование начал именно с деловой литературы. Постепенно начал вырисовываться определенный структурированный подход. Я понял: главное — не количество прочитанного, а качество полученных знаний и умений, а оно в свою очередь сильно зависит от последовательности изучения материалов. Все подряд читать не надо. Прежде чем выбрать книгу, нужно определиться с вопросом, на который хотите получить ответ, и уровнем своей подготовки: только так можно подобрать правильную бизнес-литературу и получить необходимые знания.

Научившись выбирать нужные книги для себя, я захотел поделиться этим со своими сотрудниками и советовать книги, необходимые именно им. Так родилась идея просветительского проекта.

— А что такое бизнес-литература в вашем понимании? И как выбрать лучшие книги?

— Если основное предназначение художественной литературы — дарить человеку эмоции, то бизнес-литература предельно рациональна: она не вызывает тех или иных чувств, она дает инструмент для решения проблемы. В бизнес-литературе есть множество тем: начиная с личностного развития и заканчивая управлением предприятием. И, конечно, я не призываю всех читать про управление хаосом или изучать транзактный анализ — эти книги подойдут продвинутым группам читателей. Я разделяю книги на три уровня, соответствующие уровню подготовки читателей: базовому, продвинутому или экспертному. Помимо читательской подготовки необходимо также учитывать сферу деятельности. Технические и творческие специалисты в некоторых случаях требуют разного подхода или, как минимум, разной подачи материала.

Чтобы облегчить выбор бизнес-литературы, необходимой конкретному человеку, я создал онлайн-ресурс, помогающий людям, нацеленным на самообразование, инвестировать в себя, становиться лидерами и сохранять свое лидерство. В настоящее время SILA Project — это интернет-портал, посвященный деловым книгам, где можно обмениваться мнениями о прочитанном и знакомиться с обзорами бизнес-книг, и печатные книги. На портале публикуются мои статьи, а также экспертные материалы и обзоры других авторов — уважаемых в профессиональной среде людей, чье мнение представляет общественный интерес. Книги я начал писать позже: этой весной в «Эксмо» вышло мое первое издание «27 книг успешного руководителя», сейчас готовится следующее. И если первая книга достаточно широко рассматривает вопросы личностного и корпоративного развития, то вторая фокусируется на производственной системе Toyota, бережливом производстве и перспективных подходах к управлению.

— Российские и зарубежные бизнес-практики имеют отличия или это миф?

— Безусловно, отличия существуют. В каждой стране своя законодательная база, которая определяет очень многое. Но принципы управления в основном универсальны, хотя и нуждаются в адаптации под условия конкретной страны. Впрочем, даже в отдельно взятой стране нельзя перенести модель управления с одной компании на другую, не учитывая их различий.  

— А каковы отличия наших и зарубежных бизнес-книг?

— Так как в нашей стране не только деловая литература, но и бизнес как таковой появились только в последние несколько десятилетий, то отечественные бизнес-книги в основном адаптируют иностранные идеи к нашей действительности. Есть несколько замечательных исключений, но они только подтверждают правило. Кстати, по-настоящему оригинальных бизнес-идей в мире вообще не так уж и много.

Успешного руководителя отличают не безошибочные решения, а то, что он умеет замечать, признавать и своевременно исправлять свои ошибки. И промахи предшественников можно изучать, а не наступать на те же грабли: из деловой литературы легко почерпнуть опыт многих поколений

— Книги vs тренинги: вы на чьей стороне?

— Жизнь современного человека подразумевает периодическую смену рода деятельности, даже в рамках одной профессии, поэтому без постоянного обучения успех невозможен. Существует несколько подходов к послевузовскому образованию. Первый – традиционное профессиональное образование (второе или третье высшее и прочие). Это классический, но дорогой способ, когда человек инвестирует большое количество денег и времени. Второй подход – тренинги, которые сегодня стали еще одним традиционным способом получения знаний и навыков. Они также требуют временных затрат, денег и не обеспечивают пост-поддержки. Никто ведь не проверяет остаточные знания и навыки после тренингов, иначе многие руководители, посылающие туда своих сотрудников, прослезились бы.

— То есть вы против тренингов?

— Нет, ну что вы! Например, ораторское мастерство необходимо развивать с преподавателем, здесь книга поможет только сориентироваться и понять, что вам от педагога нужно. Однако бизнес-литература имеет ряд неоспоримых преимуществ: она помогает недорого, быстро и точечно. Это особенно ценно в тех случаях, когда нужно разобраться с конкретным пробелом в образовании. И книги очень удобны в плане пост-поддержки: к ним всегда можно быстро вернуться, и нужное перечитать. В том числе и поэтому я рекомендую изучать литературу с маркером, писать на полях, конспектировать, а главное — сразу внедрять на практике полученные знания. И это третий способ получения послевузовского образования, на который лично я сделал ставку и не прогадал.

Беседовала Мария Яковлева