Петербург
Москва
Петербург
Граффити в городе

Граффити в городе

Вдали от исторических центров стрит-арта граффити существует и развивается совсем не так, как в Нью-Йорке или Лондоне. Time Out попытался узнать, кто и зачем рисует на стенах в Петербурге, и встретился с участниками команды Funk Fanatix.

Смурной пейзаж. Начало проспекта Маршала Жукова. Слева дымит громада ТЭЦ, справа бесперебойно гудят цеха близлежащей верфи. Длинная стенка безымянного гаражного кооператива кажется осколком какой-то другой, совершенно нездешней реальности. Эта стенка (всего-то в пару метров высотой) от края до края и сверху донизу забита рисованными неуклюжими человечками и смешными киношными роботами, ощетинившимися абстрактными рожами и персонажами чьих-то кошмаров, а главное, множеством разновеликих букв, составляющих причудливые и чаще всего неразборчивые надписи, которые выполнены в десятках шрифтов и техник и варьируются от крошечных, накарябанных маркером тэгов до гигантских росписей в пузырящемся 3D. Поверх чьего-то еле различимого творчества рисуют пятеро молодых людей из команды Funk Fanatix. Первое, что бросается в глаза, — то, как буднично звучит легкий треск баллонов с краской в разгар рабочего дня. Складывается впечатление, что до действий граффитчиков нет дела никому из окружающих — ни проносящимся по Маршала Жукова дальнобойщикам, ни прогуливающимся вдоль кооператива собачникам. Подпольный ореол преступления закона, окружающий граффити, наверное, еще с тех времен, когда ньюйоркцы Таки 183 и Ститч 1 наносили первые тэги на вагоны манхэттенской подземки, трещит по швам.

«Я бы не сказал, что общество оказывает сильное противодействие граффити. Конечно же, у нас как-то борется с этим милиция, но если ты все делаешь легально, действуешь в рамках закона, проблем не будет. Хотя, в принципе, в Петербурге нет ни одного легального продакшена. Такого, чтобы правительство выделило нам место, где бы граффити-художники могли спокойно рисовать, нет. Гаражная стенка, на которой мы рисовали, по большому счету, нелегальна. Но власти и органы правопорядка с ее существованием как такого островка цвета вокруг смирились: экстремистских лозунгов нет, и ладно. Вообще она возникла во время подготовки к Meeting of Styles 2006 года, когда ребята, которые организовывали фестиваль, договорились с районной администрацией. Та выдвинула условие — на этой стене рисуйте, что хотите, а вот такая же стенка напротив должна быть загрунтована, и там никаких рисунков быть не должно. Гаражный кооператив под давлением администрации дал согласие, и с тех пор здесь все рисуют», — объясняет один из основателей Funk Fanatix Super.

Считается, что граффити появилось на территории бывшего СССР в конце 1980-х — одновременно с пришествием хип-хопа и брейк-данса, а своим рождением отечественный стрит-арт обязан легендарным Крысу и Баскету. Впрочем, рисование на стенах долго было уделом одиночек, а массовый характер приобрело только к концу 1990-х. Funk Fanatix — коллектив художников, би-боев, рэперов и диджеев, название которого к середине нулевых стало самым частым из упоминающихся на экстерьере петербургского центра, — представители второго поколения русского стрит-арта. «Funk Fanatix появились в 2003 году. Все началось на квартире у Disco T, который тогда, как и сейчас, занимался брейкдансом и состоял в команде Top 9. Одним поздним вечером — я тогда уже года два как рисовал граффити и танцевал брейк, — мы решили всю эту тусовку объединить: у нас были друзья-диджеи, друзья-рэперы. Так и родилось движение».

«Вообще рисовать я начал в 11-м классе. Граффити меня заразил мой одноклассник. От граффити есть зависимость, можно сказать, наркотическая: тебе постоянно хочется рисовать. Раньше это был стиль жизни: я этим жил и без граффити жизни не мыслил. Сейчас оно уже отходит на второй план. Но мои товарищи по команде — Trun, Wais, Tres, Кирилл — продолжают полностью отдаваться этому делу. Например, у Саши Trun есть своя собственная граффити-школа, он ведет занятия. По большому счету, граффити — это инструмент, с помощью которого можно исследовать этот мир. Это то, что объединяет множество людей в разных странах. Неважно, какой ты национальности и цвета кожи, ты встречаешь человека, допустим, в Израиле, и у вас есть что-то общее, вы можете сделать совместный продакшн, что-то другое. Граффити раздвигает рамки, в которые тебя загоняет общество».

Рассредоточившись вдоль стенки на Маршала Жукова, Super, Wais, K Real, Тrеs и Said (трое последних также принад- лежат дружественным командам Top And Dope и Search And Upgrade) рисуют каждый свой кусок (от английского piece, в свою очередь отделившегося от слова masterpiece, то есть шедевр) — на стене одновременно появляются и наливаются цветом, деталями, объемом ники всех присутствующих. В какой-то момент кажется, что ни один из них не похож на соседний. После того, как все куски будут закончены, ребята объединят их в единый продакшн с помощью фона и схожих деталей, которые появляются на всех рисунках. Джем приурочен к выходу фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», и Funk Fanatix передают своеобразный привет противоречивому бристольцу, выводя в уголке Fuck off Banksy.

«Бэнкси — сугубо нелегальный райтер, в этом и весь шик. Если бы он делал все по закону, было бы скучно. Его работы даже не столько другим граффитчикам интересны, сколько массмедиа — такая фигура с ореолом таинственности, чего-то непонятного. Вообще я бы не назвал его граффити-райтером в классическом понимании, его копируют, он пользуется уважением, но он все-таки немного в другой ипостаси действует. Бэнкси в граффити-среде, конечно, пользуется авторитетом, но не стопроцентным. В целом он нам импонирует. Я считаю, что должен быть такой персонаж, который вскрывает подноготную чопорной Англии. Каждая его работа несет в себе определенный посыл, месседж. Средствами классического граффити этого добиться намного сложнее, поэтому он и пользуется трафаретами, немножко другой техникой. Но я видел также его шрифты, но по большому счету они не очень; ему больше удаются провокационные послания с помощью трафаретов и ролл-апов

Мы пропагандируем немножко другое — любовь к классическому граффити, которое родилось в конце 1960-х годов, и считаем себя продолжателями традиций. Практически каждый месяц собираемся, проводим Montana Jam, обмениваемся опытом. Почему классическое граффити? Мы показы- ваем его в том виде, в котором оно родилось. Нам это нравится, просто рисуем и пытаемся в этой традиции развиваться, показывать новые фишки, открывать стили».

Выделиться в классическом, не переступающем, подобно Бэнкси, границы акционизма граффити нелегко — это не трафарет, эффектность которого чаще всего зависит от оригинальности месседжа. Для этого можно превратить шрифт в хай-тек-подобие арабской вязи, рожденной хрестоматийным уайлдстайлом, или нарисовать рядом с ним десяток невиданных существ. Можно с помощью валика сделать блокбастер — огромную надпись без особых графических изысков, пройти мимо которой элементарно не даст ее размер, или целиком забомбить вагон электрички — последнее в России, где на пригородных поездах ездят не сильно увлеченные искусством дачники, не вполне целесообразно — ведь кроме них рисунок мало кто увидит.

«Граффити изначально — это буквы. Все персонажи — это дополнение к шрифту, они делают картину динамичнее, привлекают к ней внимание. Обывателям, понятно, интереснее персонажи, какой-то внутренний сюжет, но я, наоборот, больше внимания обращаю на шрифты, на то, как райтер пытается показать себя с их помощью.

Каждый граффитчик, когда только начинает, байтит, ворует фишки, потом уже начинает пропускать их через себя и только со временем вырабатывает собственный стиль. Я до сих пор не считаю, что у меня есть какой-то супероригинальный стиль, который бы очень сильно отличался от всего остального. У нас в команде самый оригинальный стиль у Wais — при этом он может рисовать что угодно: и персонажей, и сюжет, может и трафареты делать, рисовать хоть валиком, хоть кисточкой.

В начале 2000-х у нас информации было очень мало. Но это было самое интересное время. У нас не было качественной краски, практически не было журналов, кроме привезенных знакомыми из-за границы. Сейчас ты приходишь в магазин, где есть стопка журналов со всего света, любая краска, ты покупаешь, делаешь десять кусков, выкладываешь в интернет и все — ты можешь считать себя крутым райтером. Но на самом деле это не так».

24 мая 2010
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Под дулом трафарета

Под дулом трафарета

В то время как приверженцы классического граффити соревнуются в оригинальности шрифта и заливки, другие уличные художники, подобно Бэнкси, ищут способ внятно и эффектно высказаться на волнующие темы — главным орудием акционизма такого рода служит трафарет. Time Out вспомнил родоначальников стиля и нашел лучшие трафареты на улицах города.
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация