Петербург
Москва
Петербург
Граффити в городе

Граффити в городе

Вдали от исторических центров стрит-арта граффити существует и развивается совсем не так, как в Нью-Йорке или Лондоне. Time Out попытался узнать, кто и зачем рисует на стенах в Петербурге, и встретился с участниками команды Funk Fanatix.

Смурной пейзаж. Начало проспекта Маршала Жукова. Слева дымит громада ТЭЦ, справа бесперебойно гудят цеха близлежащей верфи. Длинная стенка безымянного гаражного кооператива кажется осколком какой-то другой, совершенно нездешней реальности. Эта стенка (всего-то в пару метров высотой) от края до края и сверху донизу забита рисованными неуклюжими человечками и смешными киношными роботами, ощетинившимися абстрактными рожами и персонажами чьих-то кошмаров, а главное, множеством разновеликих букв, составляющих причудливые и чаще всего неразборчивые надписи, которые выполнены в десятках шрифтов и техник и варьируются от крошечных, накарябанных маркером тэгов до гигантских росписей в пузырящемся 3D. Поверх чьего-то еле различимого творчества рисуют пятеро молодых людей из команды Funk Fanatix. Первое, что бросается в глаза, — то, как буднично звучит легкий треск баллонов с краской в разгар рабочего дня. Складывается впечатление, что до действий граффитчиков нет дела никому из окружающих — ни проносящимся по Маршала Жукова дальнобойщикам, ни прогуливающимся вдоль кооператива собачникам. Подпольный ореол преступления закона, окружающий граффити, наверное, еще с тех времен, когда ньюйоркцы Таки 183 и Ститч 1 наносили первые тэги на вагоны манхэттенской подземки, трещит по швам.

«Я бы не сказал, что общество оказывает сильное противодействие граффити. Конечно же, у нас как-то борется с этим милиция, но если ты все делаешь легально, действуешь в рамках закона, проблем не будет. Хотя, в принципе, в Петербурге нет ни одного легального продакшена. Такого, чтобы правительство выделило нам место, где бы граффити-художники могли спокойно рисовать, нет. Гаражная стенка, на которой мы рисовали, по большому счету, нелегальна. Но власти и органы правопорядка с ее существованием как такого островка цвета вокруг смирились: экстремистских лозунгов нет, и ладно. Вообще она возникла во время подготовки к Meeting of Styles 2006 года, когда ребята, которые организовывали фестиваль, договорились с районной администрацией. Та выдвинула условие — на этой стене рисуйте, что хотите, а вот такая же стенка напротив должна быть загрунтована, и там никаких рисунков быть не должно. Гаражный кооператив под давлением администрации дал согласие, и с тех пор здесь все рисуют», — объясняет один из основателей Funk Fanatix Super.

Считается, что граффити появилось на территории бывшего СССР в конце 1980-х — одновременно с пришествием хип-хопа и брейк-данса, а своим рождением отечественный стрит-арт обязан легендарным Крысу и Баскету. Впрочем, рисование на стенах долго было уделом одиночек, а массовый характер приобрело только к концу 1990-х. Funk Fanatix — коллектив художников, би-боев, рэперов и диджеев, название которого к середине нулевых стало самым частым из упоминающихся на экстерьере петербургского центра, — представители второго поколения русского стрит-арта. «Funk Fanatix появились в 2003 году. Все началось на квартире у Disco T, который тогда, как и сейчас, занимался брейкдансом и состоял в команде Top 9. Одним поздним вечером — я тогда уже года два как рисовал граффити и танцевал брейк, — мы решили всю эту тусовку объединить: у нас были друзья-диджеи, друзья-рэперы. Так и родилось движение».

«Вообще рисовать я начал в 11-м классе. Граффити меня заразил мой одноклассник. От граффити есть зависимость, можно сказать, наркотическая: тебе постоянно хочется рисовать. Раньше это был стиль жизни: я этим жил и без граффити жизни не мыслил. Сейчас оно уже отходит на второй план. Но мои товарищи по команде — Trun, Wais, Tres, Кирилл — продолжают полностью отдаваться этому делу. Например, у Саши Trun есть своя собственная граффити-школа, он ведет занятия. По большому счету, граффити — это инструмент, с помощью которого можно исследовать этот мир. Это то, что объединяет множество людей в разных странах. Неважно, какой ты национальности и цвета кожи, ты встречаешь человека, допустим, в Израиле, и у вас есть что-то общее, вы можете сделать совместный продакшн, что-то другое. Граффити раздвигает рамки, в которые тебя загоняет общество».

Рассредоточившись вдоль стенки на Маршала Жукова, Super, Wais, K Real, Тrеs и Said (трое последних также принад- лежат дружественным командам Top And Dope и Search And Upgrade) рисуют каждый свой кусок (от английского piece, в свою очередь отделившегося от слова masterpiece, то есть шедевр) — на стене одновременно появляются и наливаются цветом, деталями, объемом ники всех присутствующих. В какой-то момент кажется, что ни один из них не похож на соседний. После того, как все куски будут закончены, ребята объединят их в единый продакшн с помощью фона и схожих деталей, которые появляются на всех рисунках. Джем приурочен к выходу фильма Бэнкси «Выход через сувенирную лавку», и Funk Fanatix передают своеобразный привет противоречивому бристольцу, выводя в уголке Fuck off Banksy.

«Бэнкси — сугубо нелегальный райтер, в этом и весь шик. Если бы он делал все по закону, было бы скучно. Его работы даже не столько другим граффитчикам интересны, сколько массмедиа — такая фигура с ореолом таинственности, чего-то непонятного. Вообще я бы не назвал его граффити-райтером в классическом понимании, его копируют, он пользуется уважением, но он все-таки немного в другой ипостаси действует. Бэнкси в граффити-среде, конечно, пользуется авторитетом, но не стопроцентным. В целом он нам импонирует. Я считаю, что должен быть такой персонаж, который вскрывает подноготную чопорной Англии. Каждая его работа несет в себе определенный посыл, месседж. Средствами классического граффити этого добиться намного сложнее, поэтому он и пользуется трафаретами, немножко другой техникой. Но я видел также его шрифты, но по большому счету они не очень; ему больше удаются провокационные послания с помощью трафаретов и ролл-апов

Мы пропагандируем немножко другое — любовь к классическому граффити, которое родилось в конце 1960-х годов, и считаем себя продолжателями традиций. Практически каждый месяц собираемся, проводим Montana Jam, обмениваемся опытом. Почему классическое граффити? Мы показы- ваем его в том виде, в котором оно родилось. Нам это нравится, просто рисуем и пытаемся в этой традиции развиваться, показывать новые фишки, открывать стили».

Выделиться в классическом, не переступающем, подобно Бэнкси, границы акционизма граффити нелегко — это не трафарет, эффектность которого чаще всего зависит от оригинальности месседжа. Для этого можно превратить шрифт в хай-тек-подобие арабской вязи, рожденной хрестоматийным уайлдстайлом, или нарисовать рядом с ним десяток невиданных существ. Можно с помощью валика сделать блокбастер — огромную надпись без особых графических изысков, пройти мимо которой элементарно не даст ее размер, или целиком забомбить вагон электрички — последнее в России, где на пригородных поездах ездят не сильно увлеченные искусством дачники, не вполне целесообразно — ведь кроме них рисунок мало кто увидит.

«Граффити изначально — это буквы. Все персонажи — это дополнение к шрифту, они делают картину динамичнее, привлекают к ней внимание. Обывателям, понятно, интереснее персонажи, какой-то внутренний сюжет, но я, наоборот, больше внимания обращаю на шрифты, на то, как райтер пытается показать себя с их помощью.

Каждый граффитчик, когда только начинает, байтит, ворует фишки, потом уже начинает пропускать их через себя и только со временем вырабатывает собственный стиль. Я до сих пор не считаю, что у меня есть какой-то супероригинальный стиль, который бы очень сильно отличался от всего остального. У нас в команде самый оригинальный стиль у Wais — при этом он может рисовать что угодно: и персонажей, и сюжет, может и трафареты делать, рисовать хоть валиком, хоть кисточкой.

В начале 2000-х у нас информации было очень мало. Но это было самое интересное время. У нас не было качественной краски, практически не было журналов, кроме привезенных знакомыми из-за границы. Сейчас ты приходишь в магазин, где есть стопка журналов со всего света, любая краска, ты покупаешь, делаешь десять кусков, выкладываешь в интернет и все — ты можешь считать себя крутым райтером. Но на самом деле это не так».

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Под дулом трафарета

Под дулом трафарета

В то время как приверженцы классического граффити соревнуются в оригинальности шрифта и заливки, другие уличные художники, подобно Бэнкси, ищут способ внятно и эффектно высказаться на волнующие темы — главным орудием акционизма такого рода служит трафарет. Time Out вспомнил родоначальников стиля и нашел лучшие трафареты на улицах города.
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация