Петербург
Москва
Петербург

Сергей Катран "Дождь"

Видеопоэма

Сергей Катран продолжает заниматься тем, что у него получается лучше всего и что уже стало его узнаваемым художественным почерком: выстраивает из видео тотальную инсталляцию, погружая зрителя внутрь созданной им среды. Как и в прошлом проекте «Открой», который также выставляла Al Gallery, зритель – не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник событий, и занимает в пространстве инсталляции точно такое же место, что и герои сюжета.

Для проекта «Дождь» Катран выбрал форму «кругорамы»: видеопространства, которое окружает зрителя со всех сторон, полностью замещая естественное поле зрения. Такой «эффект погружения» у старших зрителей может вызвать ностальгические чувства: на нем основывались популярные в советскую эпоху кинематографические круговые панорамы. Знаком он и зрителю более молодому: к такому эффекту стремятся кинотеатры IMAX, а в искусстве его используют, например, звезды российского видео группа АЕС+Ф. В любом случае, обычно кругорама ассоциируется с чем-то грандиозным, дорогостоящим и подавляющим зрителя своими масштабами: само изображение, включая человеческие фигуры, в ней обычно гораздо крупнее «человеческого размера» и ярче обыденной жизни, что выключает зрителя из действия – он чувствует себя букашкой в предложенном ему мире движущихся образов. Катран же реализует принцип кругорамы в камерном пространстве, делая ее абсолютно соразмерной зрителю и тем самым переводя каждого из нас из зрителей в соучастники событий.

По кругу идет экран, по кругу же бесконечно повторяется сюжет на нем. Зритель словно стоит в беседке, со всех сторон окруженной парком. Первые тяжелые капли дождя ударяют по зеленым листьям, и через минуту парк затягивает серая морось. В беседку, под навес, сбегаются от дождя зазевавшиеся гуляки.

Первой прибежала влюбленная парочка, встала в углу и продолжила говорить о своем. Их стихотворный диалог понятен лишь им двоим, и никто другой им не нужен. Потом приходят трое художников: стряхивают с промокшей одежды капли и проходят в другой угол, не переставая болтать – говорят они в основном именами и фамилиями своих кумиров. Следующие беженцы от дождя – компания музыкантов с инструментами в футлярах. В беседке им вскоре становится скучно, они достают инструменты и начинают играть – музыка и есть их разговор. Наконец, вваливается кучка подгулявших футбольных болельщиков: своими кричалками они поначалу заглушают и влюбленных, и художников, и музыку, но постепенно успокаиваются, и музыка звучит уже до конца, чтобы в финале слиться с шумом дождя.

Музыку Катран выбрал непростую: «Послеполуденный отдых Баха» современного композитора-минималиста Владимира Мартынова в исполнении ансамбля «Opus Posth» под руководством одной из самых сильных авангардных музыкантов России Татьяны Гринденко. Сам художник на простоту и не рассчитывает: по его словам, проект – философская притча «о жизненном выборе, о пространстве и о времени, в которых мы пребываем». Однако глубокие размышления в проекте «Дождь» скрыты за лиричностью формы. Жанр, в котором сделан проект, Сергей Катран называет видеопоэмой. Его пространство действительно предельно поэтично и эмоционально, наполнено тихой красотой дождливого летнего дня. Для любителей открывать в произведении искусства скрытые смыслы слой за слоем «Дождь» Катрана предоставляет многочисленные возможности интерпретации, но и желающие просто полюбоваться красивой вещью останутся полностью довольны.


2 декабря 2012,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация