Москва
Москва
Петербург
Нас обманывали с самого рождения. Интервью с Кристофером Бакли

Нас обманывали с самого рождения. Интервью с Кристофером Бакли

На экранизацию сатирического романа «Здесь курят» ушло 10 лет. Перед премьерой автор книги Кристофер Бакли рассказал, как долго он ждал фильма, и обсудил с режиссером Джейсоном Рейтманом уловки табачных компаний и новое поколение, выросшее на лжи.

Мой роман «Здесь курят» был опубликован в 1994 году, а эксклюзивные права на его экранизацию были куплены еще до того, как книга попала на полки. Роман застолбила компания Мела Гибсона Icon Production. А потом — ничего.

Джейсон Рейтман, сын комедийного режиссера Ивана Рейтмана («Охотники за привидениями»), в возрасте 23 лет прочитал мою книгу и полюбил ее настолько, что наудачу написал по ней сценарий. Мел Гибсон даже звонил ему, чтобы сообщить: а) ему понравился сценарий и б) он определенно хотел бы снять по нему кино. Это был последний раз, когда Рейтман слышал голос Гибсона. К счастью, независимый продюсер Дэвид Сакс пришел на помощь и сделал все необходимое для того, чтобы фильм наконец сняли. Джейсон, которому теперь уже 28 лет, дебютирует в качестве режиссера полнометражного фильма со своей адаптацией, где рассказывается об изворотливом лоббисте Нике Нейлоре (Аарон Экхарт) и его доблестных усилиях по превращению этого мира в рай для воротил табачного бизнеса.

Недавно мы с Джейсоном сидели в баре Campbell Apartment и разговаривали о путешествии, проделанном этим сюжетом из книжных магазинов в кинотеатры.

Кристофер Бакли: Ты расположил меня к себе с первой фразы, которую ты, возможно, и не помнишь. Ты назвал меня мистером Бакли, тем самым заставив меня почувствовать себя стариком, а потом сказал: «Я — тот парень, которого наняли, чтобы испортить вашу книгу„. Это была самая свежая фраза из всех, которые я слышал за все 10 лет, пока проект находился на стадии разработки. Вторая вещь, которая расположила меня к тебе, — это твой сценарий. К тому моменту я прочел уже несколько сценариев — все они никуда не годились. Сколько раз ты его переписывал?

Джейсон Рейтман: Черновик был всего один, но мне пришлось долго над ним поработать. Тяжелее всего было его сокращать. Но ведь никуда не годится, когда вторая сцена в комедии занимает больше трех
страниц. Понимаешь, что хочешь не хочешь, а резать придется.

К.Б.: Ты ввел в сценарий линию отношений между Ником Нейлором и его сыном, тем самым изменив сюжет книги и затронув серьезную этическую проблему. Нейлор учит своего 12-летнего сына лгать и изворачиваться — по большому счету это
ведь ужас что такое.


Д.Р.: Я бы сказал, что он учит его независимости мышления. В твоей книге меня особенно зацепил диалог между журналисткой Хизэр Холлоуэй и Ником. Хизэр его спросила: “А что думает ваш сын о вашей работе?„ И я подумал, что это важный вопрос и на него обязательно следует ответить. Ведь в жизни можно выбирать людей, с которыми поддерживаешь отношения, — друзей, коллег или жену. Но выбрать себе ребенка невозможно. И я подумал, что отношения с сыном — это прекрасная возможность показать, что именно представляет собой Ник.

К.Б.: Месяц назад я искал тебя на сайте IMDb.com, ты там записан как “сын режиссера Ивана Рейтмана„. Потом я поискал себя — я там значусь как “сын публициста и телеведущего Уильяма Ф. Бакли„. У меня такое чувство, будто они все так и ждут, когда мы оба сядем в лужу.

Д.Р.: О да. Все думают, что поддержка семьи дает огромные преимущества. Узнав, что ты сын знаменитости, люди начинают думать о тебе самое плохое. Они предполагают, что ты бездарность, испорченный ребенок, как правило, еще и наркоман.

К.Б.: Ну в моем случае, возможно, они и правы. И преимущества у нас есть. У нас были любящие родители, и нас не мучил вопрос, чем бы нам завтра пообедать. Однако писатель Мартин Эмис как-то сказал, что его первый роман могли опубликовать потому, что он — сын Кингсли Эмиса. А вот второй публиковать бы уже не стали. Это твой первый фильм, не так ли?

Д.Р.: Да, так что посмотрим, удастся ли мне сделать второй.

К.Б.: Ты говорил, что снимаешь фильм для учащихся колледжей и университетов, потому что это первое поколение…

Д.Р.: … которое обманывали с самого рождения. Но на самом деле ты придумал эту фразу, так что пусть она остается у тебя.

К.Б.: Обманутые с колыбели.

Д.Р.: Они больше ни на что не ведутся. Они считают, что в любой рекламе, в любой новости, в любой телепередаче всегда найдется ложка, а то и бочка лжи. И они действительно любят Ника, потому что, хоть Ник и живет за счет того, что он врет, он все равно остается своим парнем. И когда Ник обращается к зрителю, он более откровенен, чем любой другой персонаж на экране. Думаю, что молодежь устала от политкорректности.

К.Б.: С момента выхода „Здесь курят“ в 1994-м в нашей жизни произошла одна очень важная перемена — тогда люди имели возможность курить в таких барах, как этот. Теперь — нет. Честно говоря, этот фильм делался так долго, что я уж было заволновался, не придется ли тебе делать его историческим. Но у тебя получилось сделать его очень современным. Ты учел „табачное соглашение“, которое заключили четыре крупнейших производителя сигарет в 1998-м.

Д.Р.: Это соглашение почти не имеет никакого значения. Оно только сделало уловки табачников более аккуратными и хитрыми. В некотором смысле производители сигарет походят на вирус — как только ты вылечиваешься от простуды, вирус адаптируется. Под маркой Winston нельзя больше проводить гонки? Нужно убрать симпатичного верблюда Джо с рекламы Camel? “Хорошо, — говорят табачники, — мы найдем способ„. И рекламируют сигареты еще более скрытым путем. По мне, так это забавно, хоть и коварно. Но вот кино по-прежнему можно снимать только политкорректное. Мы смогли бы снять эту картину в 2001-м, если бы сделали такой финал: “Ник Нейлор осознал, что заблуждался, и пошел работать в Красный Крест». Честно. Это не шутка. Но что мне особенно понравилось в твоей книге — это то, что она никогда не извиняется за себя. И я хотел сделать точно такой же фильм.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация