Москва
Москва
Петербург
8 самых ожидаемых событий биеннале

8 самых ожидаемых событий биеннале

В Москве открылась III Биеннале современного искусства. Некоторая  часть приглашенных звезд растаяла по дороге, другие представлены произведениями не самыми острыми, зато эффектными. Так нам и надо.
Биеннале могла бы изменить облик Москвы, возможно, даже сознание горожан. Если бы тысячи людей обнажились на площади, пусть даже не на Манежной или Красной, а на Крымском мосту или у здания ЦДХ, например, для съемки Спенсера Туника, они стали бы друг другу хоть физически ближе и понятнее независимо от возраста, национальности и особенностей телосложения. Или если бы фигуры в человеческий рост Энтони Гормли на городских крышах разрушили привычный взгляд на городское пространство… Увы, ознакомившись с положением дел, Туник не вступил в единоборство с бюрократией — сделал одиночные «голые портреты», а Гормли и вовсе потерпел поражение — его проекта не будет совсем. Москва ценит в искусстве не пугающие истины и опасные вопросы, а чистую эстетику, и искренне верит, что располагаться оно должно в строго определенной нише, в специально отведенных помещениях.

Хорошо еще, что у нас есть «Гараж». Совершенно частный, действительно общедоступный и просторный. И все в нем в высшей степени добропорядочно — ни наши художники, ни кураторы давно не затрагивают темы, способные разозлить цензоров (в отличие от Китая, например, где недисциплинированные художники давят на больные мозоли). У нас запретные темы известны, к ним относятся деликатно. Политическое искусство страшно далеко не только от народа — даже от более или менее солидных площадок. Украинский художник Волязловский иронично изображает своего Ющенко, а вот образ Путина у него получился вполне героическим.

Знаменитый французский куратор, автор множества чудесных выставок Жан-Юбер Мартен для Москвы — то, что доктор прописал. Его интересует чисто художественный сюжет — преодоление пропасти между современным искусством и искусством вообще. Восприятие искусства нашим зрителем обращено скорее в прошлое, чем в будущее. Застрявшее где-то между прошлым и позапрошлым веками российское общество вроде бы и не против, чтобы ему кто-нибудь показал удобный симпатичный мостик к современности. Условие одно — сюжеты должны быть предварительно адаптированы и переварены. Например: сборище голых людей всех возрастов на городских площадях очевидно недопустимо, а вот эффектные фотографии, сделанные в других городах тем же фотографом, — пожалуйста. Под знаменами своего проекта «Против исключений» Мартен собрал и признанных звезд, и целый интернационал художественных аутсайдеров. Вопросы со стороны неподготовленного общества остались, но Мартен облекает ответы на них в нарядную форму вроде сделанных из мусора огромных и прекрасных занавесей Эль Анацуи. И пусть похоже это не на биеннале, а на музей, органичность кураторского посыла для Москвы подтвердил Олег Кулик. Однажды бегавший по голодному и темному городу 1990-х голым, человек-собака лично переосмысливает в ЦУМе перформансы: вместо ушедшей от дел ярости и искренности — изящные формы.

8 самых ожидаемых выставок биеннале:



Аниш Капур
«Тяни-Толкай»










Аннет Мессаже
«Война миров»





Александр Бродский
«20 мусорных контейнеров„










Александр Лобанов
Которого не знает никто













Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Аниш Капур „Тяни-Толкай“

Автор гигантских скульптур родился в Бомбее, вырос в Израиле, учился в Лондоне. Лауреат всех возможных премий как будто сотрудничает с внеземными цивилизациями — огромное полированное яйцо, установленное Капуром в „Миллениум-Парке“ в Чикаго, очевидно, было спроектировано в каком-то пятом-шестом измерении. Также ясно, что эти „Облачные ворота“ предназначены исключительно для уловления душ ничего не ведающих землян. Десятки миллионов долларов, которыми оперирует индус, обустраивающий подобными агрегатами самые важные общественные пространства на Земле, не оставляют никаких сомнений в истинных источниках финансирования подобного рода проектов. Поэтому будьте бдительны, приближаясь к огромной половинке шайбы цвета запекшейся крови, которую пытается рассадить пополам черный клин. Хоть и называется этот самодвижущийся объект „Тяни-Толкай“, держитесь от него подальше — на всякий случай.

Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Марина Абрамович „Балканский эротический эпос“

Бесстрашная воительница современного искусства уехала в 1976-м из титовской социалистической Югославии, осела в тихой Голландии, нашла себе славного немецкого парня и вместо того, чтобы предаться тихой мелкобуржуазной жизни в свободном мире, стала делать брутальное искусство: резала свое прекрасное тело, доводя слабонервных зрителей до обмороков.

В 1997-м эта потрясающей красоты сербская амазонка долгие часы сидела на груде окровавленных костей, тщательно очищая их одну за другой, и в самый разгар кризиса в бывшей Югославии получила за этот перформанс с вызывающим названием „Балканское барокко“ „Золотого льва“ Венецианской биеннале. Однако в видеоперформансе, который покажут в Москве, никаких политических демонстраций не предполагается. Сербские крестьянки на фоне восхитительных пейзажей, используя весь приданный им роскошный боекомплект, будут побуждать матушку-природу к повышению урожайности и росту рентабельности сельскохозяйственного производства. Следует предупредить, что эти акции большой народнохозяйственной значимости будут производиться в откровенно языческом стиле, посему детей до шестнадцати следует быстро провести мимо работы Марины Абрамович. Им еще рано.

Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Аннет Мессаже „Война миров“

В 70-х французская художница Аннет Мессаже была феминисткой: в серии „Портрет любовников“ изображения возвышенных и романтических девушек сопровождались карикатурами на мерзких, наглых, лысых и усатых самцов. Вскоре напористое мужененавистничество сошло на нет, вероятно, под влиянием долгого счастливого брака с одним из самых знаменитых, тонких и чувствительных французских художников Кристианом Болтянски. И теперь Мессаже, которой давно уже за 60, делает вещи тонкие и деликатные. Из-за этой позиции вдумчивого рассказчика она долго находилась в тени. Время Мессаже наступило только в XXI веке. Признание пришло на Венецианской биеннале 2004 года, когда в павильоне Франции художница представила театрализованную инсталляцию „Казино“, посвященную внутреннему миру Пиноккио. Нельзя сказать, что эта сказочка оказалась такой уж доброй: милый и симпатичный „детский мир“ таил в себе и страхи, и ужасные бездны. За эту работу Мессаже получила премию биеннале „Золотой лев“. Прозрачное и чистое восприятие мира выразилось и в работах для Московской биеннале — на изящных шарах, парящих в воздухе, возникают моря, континенты и острова. Наверное, именно так шестиклассница и размышляет на уроке географии о проблемах глобализации.

Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Александр Бродский “20 мусорных контейнеров»

Знаменитостью Бродский стал в начале 1980-х, когда небольшая компания молодых архитекторов, прозябавших в монструозных проектных институтах, стала сочинять изощренные фантастические проекты и рассылать их по разным международным конкурсам. К огромному удивлению официальных лиц, ребята стали получать престижные премии. С тех пор некоторые из бывших «бумажных архитекторов» построили много красивых каменных домов. А Бродский руководит скромным архитектурным бюро, строит мало, зато создает сложные метафорические инсталляции — в одной из них, явно провидческой, тяжелая черная нефть медленно заливала какой-то прекрасный, но полуразрушенный город.

Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Йинка Шонибаре «Как снести две головы зараз»

Коренной афробританец Йинка Шонибаре — калека, прикованный к инвалидному креслу, — однажды не получил главную британскую художественную премию — Тернеровскую. Как полагали люди знающие, по причине избыточной политкорректности такого выбора. Возможно, принимая во внимание те же обстоятельства, принц Чарльз пожаловал его в кавалеры ордена Британской империи. И те же причины вывели Шонибаре в звезды современного искусства: только чернокожий инвалид с отличным образованием может позволить себе выдавать саркастические и неполиткорректные шуточки по поводу политической корректности как таковой.

На самом престижном мировом смотре — кассельской «Документе» 2002-го года — он веселил публику инсталляцией, где одетые по викторианской моде манекены участвовали в разнузданной оргии. При ближайшем рассмотрении роскошные одеяния оказывались пошитыми из ярких африканских тряпочек, а отсутствие голов у героев прямо указывало на фатальную безголовость европейских интеллектуалов. В Москву приедут только два таких создания в хорошо пошитых кафтанах. Будут они заниматься сугубо местным видом спорта — играть в русскую рулетку. Да только какой смысл целиться друг другу в висок, если и головы нет?

Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Александр Лобанов

Художника Александра Лобанова не знает никто. Но он занимает принципиально важное место в кураторской концепции куратора биеннале Жан-Юбера Мартена, который по всему миру искал художников, творящих свободно, вне условностей современного искусства. Родившийся в 1924-м году и проведший почти всю сознательную жизнь в психбольницах Лобанов ни в каких союзах не участвовал, карьерой не занимался и никаких контактов с окружающим миром не поддерживает. Абсолютный художник, преданный одному лишь высокому искусству. Когда-то Илья Кабаков предположил, что должен существовать именно такой высший тип художника, который оформляет коммунистическую идеологию не ради конъюнктуры, но исключительно по зову души, и вот он явился. Охотники, трактористы, моряки, сам художник и В. И. Ленин — все изображены в красивых и аккуратных праздничных виньеточках. И почти все, даже пионерки, вооружены какими-то небывалыми трехлинейками с двумя затворами. Об одном только остается пожалеть — в экспозицию явно не попадет ни один из 150 портретов Сталина, созданных замечательным интуитивным мастером Александром Лобановым, который творил исключительно в рамках отечественной национальной традиции.

Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Олег Кулик «Пространственная литургия»

Обычно художники-революционеры издали молча наблюдают, как их открытия смягчают, приспосабливают, выхолащивая смыслы под общественные вкусы, украшают виньеточками, доводят до полной, зато симпатичной противоположности. Олег Кулик взялся за это дело сам. Радикальные перформансы человека-собаки 1990-х, которыми до сих пор пугают слабых духом, тщательно переработаны, переведены на приятный и стильный язык театра теней. Никаких голых дядек, принародно демонстрирующих сокровенное. Прогуливаясь по полутемному лабиринту, прислушиваясь к шорохам, шарахаясь от внезапно возникающих на зеркальных поверхностях фигур, зритель встретится лишь с тенями прошлых подвигов — совсем не страшными, зато ужасно загадочными.

Полное расписание III Московской биенале современного искусства. Русское бедное

Затеянная в Перми Маратом Гельманом при поддержке сенатора Гордеева выставка почти сразу превратилась в новый музей современного искусства. Организованное с размахом, козырявшее именами самых известных отечественных художников шоу качеством исполнения превзошло все виденное не только в провинции, но и в Москве. Замысел тоже не мелок — речь идет о глобальном открытии: современное искусство в России отличается от зарубежных аналогов выбором материала — не золотого, а самого простого, бросового. Оказалось, что при серьезном вложении денег работы из необожженной глины, полиэтилена, скотча, бросовых деревяшек выглядят на миллион. На берегах Камы странная теория выглядела более чем убедительно, теперь осталось проверить ее на столичной публике.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация