Галерея Гельмана без Гельмана (интервью)
Один из первых и самых колоритных отечественных галеристов заявил о продаже галереи Марата Гельмана. Перемены на одной из ведущих галерей Винзавода и Москвы только подогреют слухи о бегстве галеристов из арт-центра.
Один из первых и самых колоритных отечественных галеристов заявил о продаже галереи Марата Гельмана. Перемены на одной из ведущих галерей Винзавода и Москвы только подогреют слухи о бегстве галеристов из арт-центра из-за повышения арендной платы.

У Гельмана загорались многие нынешние звезды: делал знаменитый перформанс с собакой Олег Кулик, вбивал себе в зад скобки степлера Александр Бренер, показывал лучшие инсталляции Александр Бродский, демонстрировали громкий проект «Выбор народа» Комар с Меламидом, открывал свои первые московские выставки Валерий Кошляков. Галерея Гельмана продолжит носить его имя, из бизнеса он вышел только наполовину.

На другую половину жж-юзер galerist стал директором музея современного искусства в Перми. Уход из частного предпринимательства на государственную службу — решительная перемена статуса. Хотя ясно, что свободолюбивый и эксцентричный Гельман вряд ли пополнит ряды музейных бюрократов, станет частью унылой вертикали.

Не менее колоритна фигура нового совладельца галереи — известного коллекционера Александра Смузикова, два года сотрудничавшего с Маратом Гельманом и другим бизнесменом-коллекционером Виктором Бондаренко в «Фонде содействия современному искусству Марата Гельмана». Вряд ли серьезный коммерсант собирается заниматься галерейным бизнесом вплотную. Ответ на вопрос: «Кто управляет галереей?» пока не до конца ясен даже ее сотрудникам. Директором уже три месяца является представитель Смузикова Ольга Петухова. Внешне ничто не изменилось, выставки и ярмарки идут своим чередом.

Корреспондент Time Out Москва Фаина Балаховская попросила Марата Гельмана, развивающего сейчас музейный проект в Перми, прокомментировать ситуацию.

Марат, зачем галерею продал?

Мотив был — полностью освободить себя для работы в Перми, в будущем музее, и не смешивать два этих занятия, чтобы не было конфликта интересов.

А зачем тогда продал наполовину?

Потому что она была моя с Юлей, женой. Юлина половина осталась.

А тебе не жалко — через полтора года 20-летний юбилей бы праздновал?

Жалко, конечно, но должен быть в жизни новый этап. Мужчины иногда совершают рискованные поступки, просто потому, что им хочется перемен. Галерея сделана, состоялась. Галерист — свободный человек, финансово независимый, сам принимает решения. А директор музея, особенно государственного… Может быть, пять лет назад я бы на это не пошел…

Дорог поступок?

Не скажу.

А ты действительно сможешь не интересоваться, что в галерее происходит, не вмешиваться?

Не интересоваться, наверное, сложно будет. А вмешиваться не буду. Решение принято. А дальше посмотрим, как ситуация будет развиваться. Человек, которому я продал галерею, не чужой, я ему предельно доверяю. Есть у меня ощущение, что все будет нормально.

Кризис повлиял?

Решение было принято задолго до начала кризиса.

Но ведь вряд ли будет Смузиков сам руководить галереей…

Он будет принимать решения, а управлять — другой человек, — один из лучших менеджеров в нашей сфере. Но пока окончательно не проведены все переговоры, его имя называть не буду.


Мы связались с Ольгой Петуховой, новым директором галереи:

Правда ли, что арендные цены на Винзаводе, где находится галерея Гельмана, повышаются, и поэтому Марат вынужден был принять такое решение?

Нет, все хорошо, цены сохраняются на прежнем уровне.