Москва
Москва
Петербург

Кулик свое болото хвалит

К открывающейся первой персональной ретроспективе Олега Кулика, организованной ЦДХ, галереей «XL» и музеем Церетели, художник, председатель Партии животных и бывший человек-собака комментирует свои работы.

Миф о прозрачности. 1989
Мне кто-то сказал: ты начал с того, чем должен был закончить, — а тогда ты на такое высказывание права не имел. Мне кажется, что искусство не должно заслонять жизнь от зрителей, наоборот, в художественном образе должна быть представлена более гармоничная жизнь. Когда я в первый раз остро почувствовал смерть — меня в армии отмудохали, — появилось ощущение хрупкости жизни. Меня преследовала идея, что мы не отгорожены друг от друга, и я стал делать стекла и смотреть сквозь них. Получались эффекты расслоения пространства, реальность превращалась в волшебный мир, отражалась, проваливалась в какие-то странные дыры.

Человек-собака. 1994
Я вывалился в реальность, которая гораздо важнее искусства. Руководствуясь заветами Льва Толстого, просто выпрыгнул из культурного поезда, тем более что поезд остановился и даже развалился. Никакой реальности и не было, а была только неосмысленная животная дикость. Человек-собака — это метафора дикости, но одновременно и поисков смысла. Это был такой период аффекта, трансгрессии, когда ты выходишь за все пределы. И переживаешь очень интересные состояния — я ведь даже не помню ничего про первый перформанс в галерее Марата Гельмана. Но я переживал в этот момент ох…ительные ощущения. Действовал как на автомате: хоп — и вошел в это состояние. А потом хоп — все закончилось.

Мертвые обезьяны. 1998
Собачий период волей-неволей привел меня в зоологический музей — это, кстати, самые популярные музеи в мире. И там я открыл фундаментальный закон отношений человека и окружающего мира: все убить и красиво инсталлировать. Я сделал фотографии этих обезьянок, чучел — как живых. Они смотрят как на паспортной фотографии. Кстати, я на паспортной фотографии, например, часто себе кажусь полумертвым. Фото обезьян призваны показывать «живые лица», они и выглядят живыми, притом что все видно — и нитки, и швы. Это и есть символ искусства. Многие творцы, если бы они осознали, что искусство противоположно и даже враждебно жизни, вообще перестали бы этим заниматься.


Музей: Теннисистка. 2002-2003
Потом я решил в этот зоологический музей вернуть недостающую фигуру человека. Ведь человек- не биологическое существо, а то, чем он мечтает быть. И главная мечта — быть спортсменкой, красавицей, комсомолкой. Эта теннисистка с таксидермическими швами- собирательный образ. Она сделана в характерной позе, как чучела обезьянок в музее, и помещена в витрину. Ее внешность максимально передает бытование этого существа в естественных условиях: сексуальность, агрессивность, чувственность и при этом полную мертвечину, внутреннюю пустоту.

Испытание Гоби, или Непереносимая прелесть Монголии. 2004
Я, когда ехал в Монголию, думал, что вообще никакого искусства там не будет. Как и с собакой, кстати. Во все кризисные периоды я искал зоны, где я выходил из искусства. А Монголия — это же пыльная советская какая-то жопа. Ты приезжаешь туда, на тебя наваливаются жара, холод, голод. Это же пустыня. Холмы стриженые, юрты стоят, люди на лошадях скачут, все время у костров проводят.Ты ни за что не отвечаешь, земля сама тебя кормит — просто какой-то рай на земле.

Окна. 2000-2001
В этой работе уже нет страсти: изображено мертвое животное в невероятной красоты пейзаже. Все прекрасно, только животное мертвое и видны таксидермические швы. На этой же картинке изображены зрители, которые стоят перед витриной: самих зрителей нет, а отражение есть. А уже те, кто приходит на выставку, отражаются в стекле и тоже попадают в работу.В этой работе уже нет обличительного пафоса, только спокойная констатация фактов. Может быть, я дойду до такой концентрации, что просто выпилю кусок стекла и заставлю зрителя трепетать, и это будет похоже на то, что я делал больше 20 лет назад.

25 июня 2007
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация