«Игра престолов» (Game of Thrones, с 2011 по настоящее время)
Кадр из сериала «Игра престолов» © HBO

Уже в апреле состоится премьера заключительного сезона «Игры престолов», самого громкого проекта HBO за всю историю. Авторы Time Out сделалим подборку лучших сериалов, выходивших на этом американском кабельном телеканале, способных как нельзя лучше скрасить ожидание преданных фанатов.

«Байки из склепа» (Tales from the Crypt, 1989–1996)

Кадр из сериала «Байки из склепа» © HBO

Олдскульный сборник трэш-страшилок, смешной и культовый.

Задолго до «Американской истории ужасов» телезрителей пугали «Байки из склепа». Каждую неделю подгнивший мертвец из, не поверите, склепа рассказывал новую страшилку. Историй у него в загашнике хватило на шесть сезонов сериала, пару полнометражных фильмов и мультсериал. Долголетие «Байкам» обеспечил формат антологии и совершенно безумная команда. Серии режиссировали крайне неожиданные люди вроде Арнольда Шварценеггера, Тома Хэнкса и Майкла Джей Фокса. В качестве приглашенных звезд засветился целый ряд как будущих, так и вполне состоявшихся звезд: Дэниел Крейг, Юэн МакГрегор, Брэд Питт, Кайл Маклахлен — перечислять можно очень-очень долго. Поэтому если вы всегда хотели увидеть, как Патриция Аркетт ухлестывает за пугалом (настоящим пугалом) или на Тимоти Далтона в образе оборотня — вам точно сюда, теперь вы их точно в таком трэше не увидите.

Филипп Вуячич

«Секс в большом городе» (Sex and the City, 1998–2004)

Кадр из сериала «Секс в большом городе» © HBO

Антропологическое исследование сексуальных привычек нью-йоркцев конца девяностых — начала двухтысячных.

Былая слава некогда одного из флагманских сериалов HBO несколько поблекла, но это никак не умаляет его прошлой революционности. В 1998 году на телевидении впервые появились по-настоящему реалистичные образы одиноких самостоятельных женщин. Главные героини «СВБГ» — живущие в Нью-Йорке подруги Кэрри, Саманта, Миранда и Шарлотта — значительно отличались от своих слишком одномерных предшественниц, и женщины, смотревшие сериал, получали сигналы, что в тридцать лет можно развлекаться так же, как в двадцать, что хотеть и не хотеть замуж одинаково нормально, что можно быть сильной и независимой карьеристкой, что секс — это важно, и о нем надо говорить, что отношения не бывают идеальными, и так далее. Для России такие идеи и сегодня остаются довольно новаторскими, даже в Москве. Собственно, и сам сериал пришел к нам довольно поздно, только в 2003 году, а уже в 2004 HBO показал в США заключительный шестой сезон.

Марина Аглиуллина

«Клан Сопрано» (The Sopranos, 1999–2007)

Промо сериала «Клан Сопрано» © HBO

Исповедь главаря мафии, претендующая на культовый статус по крайней мере в Америке.

Криминальная драма «Клан Сопрано» о мафиози Тони Сопрано, выходившая на HBO с 1999-го по 2007-й, стала настоящим культурным феноменом: сериал смотрели миллионы людей, и он так сильно дал корни в сознании американцев, что и по сей день на него часто ссылаются в других сериалах, а также в кино, литературе и музыке. Например, сериал очень любят рэперы — Джей-Зи упоминает его в совместном с Бейонсе треке «Crazy In Love», Гуччи Мэйн — в «Brick Flair» и «I Live On TV», Снуп Догг — в «Smoke».

Как же так вышло? Дело в том, что «Клан Сопрано» показал новаторский подход к изображению мафиози, уделив едва ли не большую часть экранного времени его внутреннему миру, проблемам семьи, границам морали и влиянию насилия на дух человека. Впервые главным героем на телевидении стал настоящий антигерой. Вынужденный постоянно лгать и скрывать свои поступки от близких и собственного психотерапевта, Тони задал планку для «Безумцев», «Во все тяжкие» и «Карточного домика».

Марина Аглиуллина

«Прослушка» (The Wire, 2002–2008)

Промо сериала «Прослушка» © HBO

Гиперреалистичная битва копов и наркоторговцев.

В Америке «Прослушка» считается едва ли не величайшим сериалом всех времен из-за его злободневности и гиперреалистичности. Полицейская драма (причем часто в съемках принимали участие всамделишные копы и рецидивисты) последовательно вскрывала проблемы города Балтимора: от наркоторговли до контрабанды, дьявольской бюрократии и упадочной школьной системы. Отказываясь делить мир на черное и белое, шоу вывело миллион оттенков серого: идиота иной раз озаряла хорошая идея, у ублюдка проявлялась человеческая сторона, и так далее.

Николай Долгин 

«Дэдвуд» (Deadwood, 2004–2006)

Кадр из сериала «Дэдвуд» © HBO

Жизнь на фронтире во времена золотой лихорадки.

Даже самые реалистичные вестерны всегда упускали из виду важный аспект жизни на фронтире: все эти пропитые рожи в салунах — отнюдь не интеллигенты-гимназисты, а обычные вульгарные отморозки. Канал HBO исправил вопиющую несправедливость в «Дэдвуде», чьи персонажи изъясняются на двух языках: на матерном и иногда на английском. Один любитель словесности даже не поленился посчитать количество «факов» и его производных: получилось 2980, примерно по тысяче на сезон. Блистательный Иэн МакШейн, сыгравший здесь лучшую роль в своей карьере, и вовсе городил настоящие многоэтажные нецензурные поэмы, от которых на глазах у зрителей проступали слезы. В третьем сезоне сценарист Дэвид Милч уже откровенно забил на сюжет, посвятив весь хронометраж забористым диалогам, и HBO по-тихому прикрыли шоу. С тех пор канал раскаялся и даже пытается организовать полнометражный финал «Дэдвуда» – пока безуспешно.

Николай Долгин

«Красавцы» (Entourage, 2004–2011)

Кадр из сериала «Красавцы» © HBO

Путь голливудского актера и его друзей к вершинам славы.

Создатели ситкома о восхождении выдуманного актера Винсента Чейза (Адриан Гренье) долгие годы пытались вставить этого выдуманного актера в ряды реальных голливудских звезд. Целых восемь сезонов они показывали сказку об исполнении американской мечты. Главный герой, молодой, пробивной парень становится голливудской звездой А-класса, и его на этом пути сопровождают целые толпы настоящих голливудских звезд. В сериале снялись в камео какое-то рекордное количество селебрити: от Джеймса Кэмерона до Мартина Скорсезе, от Эминема до Кристины Агилеры, а с настоящей Сашей Грей Винсент даже закрутит роман. Больше прочих на экране появляется Марк Уолберг, ведь на самом деле это его настоящая история: сериал во многом основан на его жизни и жизни его друзей, когда он только начинал карьеру в Голливуде. После окончания сериала актер Адриан Гренье получил главную роль в большом фильме, правда, по мотивам того же сериала. Полнометражное продолжение «Красавцев» вышло в кинотеатрах в 2015 году.

Егор Беликов

«Рим» (Rome, 2005–2007)

Кадр из сериала «Рим» © HBO

Исторический эпик с рекордным бюджетом.

Сценарист Бруно Хеллер придумал гениальное решение, как доступно и увлекательно показать устройство Римской республики: глазами двух солдат из 13-го легиона, которые наблюдают за главными событиями античности с первых рядов, будучи знакомыми с Цезарем, Клеопатрой, Октавианом и другими рок-звездами того времени. Продержалось сие великолепие всего два сезона, каждый из которых стоил больше $100 миллионов. Шоу сжигало деньги с такой интенсивностью, что однажды загорелась даже съемочная площадка (официальная причина, конечно, другая, но мы-то знаем правду). HBO традиционно не стеснялись показывать разврат, а древнеримские гедонисты знали в нем толк. В результате канал превзошел себя и снял не только лучший исторический сериал, но и лучшее историческое порно.

Николай Долгин

«Подпольная империя» (Broadwalk Empire, 2010–2014)

Кадр из сериала «Подпольная империя» © HBO

Стильная бандитская сага с великим Стивом Бушеми в главной роли.

«Клан Сопрано» уже доказал, что в HBO работают мастаки демонстрировать бандитскую жизнь, однако драматургу Теренсу Уинтеру и режиссеру Мартину Скорсезе хотелось большего лоска: элегантных шляп, безупречных костюмов и джазовых ритмов. Так родилась «Подпольная империя», поставленная в эстетский период 1920-х годов, когда процветали бутлегерство и азартные игры. Примечательно, что в эпицентр этого изысканного декаданса попал не какой-нибудь Аль Капоне (у него в основном камео), а ходячий кассовый аппарат Наки Томпсон, отстегивающий взятки 24 часа в сутки.

Николай Долгин

«Милдред Пирс» (Mildred Pierce, 2011)

Кадр из мини-сериала «Милдред Пирс» © HBO

Отношения матери и дочери, которые вы не хотели бы повторить.

Драма из пяти эпизодов по одноименному роману Джеймса Кейна с Кейт Уинслет в роли самоотверженной матери и домохозяйки, брошенной мужем во время Великой депрессии, вышла еще в 2011 году, но в России, кажется, эта премьера прошла почти незамеченной. Между тем, «Милдред Пирс» получила один Золотой глобус и одну статуэтку Эмми за актерские способности Уинслет, а еще одна награда Эмми досталась исполнителю второстепенной роли нового возлюбленного главной героини Гаю Пирсу. Магистральная линия сериала – тяжелые отношения Милдред и ее старшей дочери, талантливой певицы в исполнении Эван Рэйчел Вуд. Мать готова была на все ради своего ребенка, но вырос он в крайне эгоистичную и стервозную девушку. Добротно сработанная драма – результат режиссерских усилий обладателя наград различных престижных кинофестивалей Тодда Хейнса, снявшего до этого успешные полнометражные фильмы «Бархатная золотая жила» и «Вдали от рая», а после — «Кэрол».

Марина Аглиуллина

«Игра престолов» (Game of Thrones, с 2011 по настоящее время)

Кадр из сериала «Игра престолов» © HBO

Главный сериал на планете. На данный момент.

Раньше фэнтези на ТВ виделось снисходительной общественностью как легкий жанр для инфантильных подростков. Когда HBO экранизировали цикл романов Джорджа Мартина, они совершили революцию и превратили в таких подростков половину земного шара. Мрачный тон, взрослые политические интриги, антигуманное отношение к персонажам, немножко упырей и драконов где-то на периферии и кровосмешение на случай, если наскучит кровопролитие, – вот и все, что нужно для счастья. Хотя зачем мы вам рассказываем, вы и так наверняка смотрите «Игру престолов».

Николай Долгин

«Девочки» (Girls, 2012–2017)

Промо сериала «Девочки» © HBO

Радости и печали (в основном печали) из жизни миллениалов.

«Девочки» — сериал, во многом продолжающий антропологические наблюдения «Секса в большом городе». Различий между сериалами, правда, все равно больше, чем сходств. Создательница «Девочек» Лина Данэм фокусируется на поколении миллениалов: придуманный ею квартет подружек — девушки, которым за двадцать, и они еще только на пути к тому, чтобы стать через несколько лет кем-то вроде Кэрри, Саманты, Миранды и Шарлотты. Пока же Ханна, Марни, Джесса и Шошанна кажутся довольно потерянными и растерянными в жизни, в любви и в карьере. Данэм удалось точно и с юмором подметить неврозы и привычки своего поколения, а заодно поднять все самые острые для него темы, которые принято чаще замалчивать, чем обсуждать (сексуальные домогательства, аборты, психические расстройства и так далее).

Марина Аглиуллина

«Служба новостей» (Newsroom, 2012–2014)

Промо сериала «Служба новостей» © HBO

Очень нервный сериал о жизни любой редакции на свете.

Сериалы, которые придумывает Аарон Соркин, сценарист картин «Социальная сеть», «Человек, который изменил всё» и «Стив Джобс», очень похожи между собой. Это всегда драмеди о ежедневной работе команды людей в какой-нибудь креативной отрасли. Его герои делали спортивную передачу («Ночь спорта»), помогали президенту США («Западное крыло»), потом опять делали передачу, но комедийную («Студия 60 на Сансет-Стрип»). Венцом его шоураннерской мысли стала «Служба новостей», шоу о ежедневной работе целого полка новостных продюсеров и редакторов, которые целый день звонят спикерам, узнают эксклюзивные подробности и пишут подводки только для того, чтобы харизматичный ведущий с узнаваемым лицом (Джефф Дэниэлс) зачитал их в прямом эфире и поднял таким образом рейтинги увядающего выдуманного телеканала ACN. Сериал удачным образом сочетает две традиционные для ТВ схемы горизонтального и вертикального программирования. Проще говоря, каждую серию у героев новые проблемы, новые катаклизмы, новые новости, но и вне стен редакции они продолжают жить: ходят к психологу, чтобы пережить развод, влюбляются друг в друга и, наконец, просто пытаются отоспаться.

Егор Беликов

«Настоящий детектив» (True Detective, с 2014 по настоящее время)

Кадр из сериала «Настоящий детектив» © HBO

Философичный сериал-антология.

Один из самых успешных проектов в истории HBO появился в 2014-м и сразу же стал сенсацией: завораживающий нуар южной готики в содружестве с углубленным психологизмом и отличной детективной составляющей сделали свое дело – и «Настоящий детектив» был провозглашен эталоном жанра. Поэтому второго сезона ждали не меньше, чем «Игру престолов». Тем не менее, автору проекта Нику Пиццолатто планку удержать не удалось, и обвалившиеся в мгновение ока рейтинги подарили продюсерам канала много приятных моментов. Как бы то ни было, попытка номер три вывела «Детектива» из комы. Место Вуди Харрельсона и Мэттью МакКонахи заняли Стивен Дорфф и Махершала Али, без которого сериал потерял бы две трети своей магии. Также авторы продолжают микшировать разные временные периоды, которых в последнем сезоне три: действие развивается в 1980-м, в 1990-м и в 2015-м. Такой «микс», конечно, усложняет жизнь как актерам, так и художникам по гриму, но динамика от этого только выигрывает. Другими словами, реабилитация оказалась удачной, хотя дебютный сезон так и остался недостижим.

Вера Аленушкина

«Кремниевая долина» (Silicon Valley, с 2014 по настоящее время)

Кадр из сериала «Кремниевая долина» © HBO

Карикатурные стартаперы-невротики на пути к успеху.

С развитием интереса к технологиям и гиковским темам на телевидении стало появляться все больше соответствующих сериалов. Первый сезон «Кремниевой долины» вышел в 2014 году, а 25 июня 2019 года начнутся съемки шестого сезона. Как и вышедшие ранее (и на других каналах) «Теория большого взрыва» и «Компьютерщики», «Кремниевая долина» выглядит довольно карикатурным и гротескным сериалом, выжимкой поп-представлений о жизни и трудах айтишников. Впрочем, для тех, кто рядом с этой темой не стоял, сериал станет источником необходимых базовых познаний о стартаперах и технарях и легким развлечением для вечеров трудовых будней. Эта легкость не должна обманывать. Создатели не забыли и о серьезных проблемах, которые имеются в Пало-Альто: предательство, сексизм, давление, постоянное соревнование и другие вещи, добавляющие ситкому неожиданного драматизма.

Марина Аглиуллина

«Оставленные» (The Leftovers, 2014–2017)

Кадр из сериала «Оставленные» © HBO

Человечество дружно показывает, как не надо справляться с потерей и внутренней опустошенностью.

Этот апокалиптичный философский сериал не стал зрительским хитом HBO, но такой расклад позволяет прилепить к нему ярлык «недооцененный». «Оставленные» — теледрама высокого уровня, в которой сложные вопросы мироздания и притчевость отлично уживаются с развлекательностью. По сюжету 14 октября 2011 года 140 миллионов (примерно 2%) жителей Земли бесследно исчезают, а оставшиеся должны как-то с этим жить дальше. Человечество, конечно же, не может спокойно пережить психологическую травму такого уровня, и каждый начинает искать ответы и спасение по-своему. Кто-то ударяется в религию, кто-то бросается во все тяжкие, кто-то замыкается в себе, а кто-то ставит целью найти объяснение случившемуся. За «Оставленными» стоит некогда работавший над «Остаться в живых» Деймон Линделоф, и свою манеру морочить зрителю голову и всячески его запутывать он перенес и сюда. Но, если «Остаться в живых» к финалу скорее стал утомлять зрителей, то в «Оставленных» заключительный третий сезон, вышедший в этом году, стал настоящим крещендо сериала и закончился на неожиданно светлой для такого мрачного шоу ноте.

Марина Аглиуллина

«Что знает Оливия?» (Olive Kitteridge, 2014)

Промо мини-сериала «Что знает Оливия?» © HBO

Пронзительное кино о старении и смерти, бьющее наотмашь в каждой из четырех серий. Восемь премий Эмми.

В первой же сцене первой же серии «Оливия Киттеридж» пожилая женщина (Фрэнсис МакДорманд) с глубокими морщинами на лице уже почти кончает с собой, но начинает вспоминать свою жизнь 25-летней давности. Эпический четырехчасовый фильм о жизни одной семьи в штате Мэн поделен на четыре серии. Режиссер Лиза Холоденко (американка украинского происхождения) зрителя не жалеет: жизнь с каждым десятилетием наносит школьной учительнице Оливии все более сильные удары. Она сталкивается с жестокой ревностью, когда ее муж (Ричард Дженкинс) ей почти изменяет, с чужим безумием, когда ее бывший ученик, страдающий от галлюцинаций, возвращается в родной город, когда супруг переживает страшную болезнь и отправляется в дом престарелых, с полным отчаянием, когда возвращается в свое захолустье после короткого визита к нелюбящему ее сыну. Но благодаря единственному близкому человеку, такому же измученному старику Джеку (Билл Мюррей), Оливия Киттеридж на старости лет все же находит покой и гармонию.

Егор Беликов

«Винил» (Vinyl, 2016)

Кадр из сериала «Винил» © HBO

Дорогой и амбициозный проект продюсера Мартина Скорсезе.

Секс, наркотики и рок-н-ролл (а также пара дюжин других музыкальных стилей) — три кита, на которых строится сериал о тяжбах звукозаписывающей студии в 70-е. С экрана звучат великолепные мелодии, все выглядит дорого и роскошно. Одна беда — посредственный сценарий. Даже замечательный актер Бобби Каннавале бессилен: его герой предстает настолько никчемным торчком, что сопереживать ему — выше всяких человеческих сил. Поэтому «Винил» лучше воспринимать как своего рода перформанс или концерт: глаза и уши порадуются, но мозгу будет чуточку обидно. Впрочем, даже последние скептики замолчат в триумфальный момент, когда актриса Оливия Уайлд («Доктор Хаус») скинет с себя одежды.

Николай Долгин

«Мир Дикого запада» (с 2016 по настоящее время)

Кадр из сериала «Мир Дикого запада» © HBO

Новый флагман HBO на будущее после «Игры престолов».

В каком-то смысле бешеная популярность «Мира Дикого запада» сыграла с шоу злую шутку. Все сюжетные повороты разгадывались прозорливым интернет-сообществом быстрее, чем несчастные сценаристы успевали разложить к ним подсказки. Как следствие, зрительская челюсть наотрез отказывалась падать после каждого срыва покровов, зато ничто не мешало спокойно любоваться красотой задуманной конструкции, которая у сценариста Джонатана Нолана, брата того самого Кристофера, ожидаемо изящна. Тайны этого проработанного мира, совмещающего научно-фантастические концепты с ковбойским колоритом и эстетикой видеоигр, похоже, еще не один сезон будут разбираться поклонниками под микроскопом.

Николай Долгин

«Молодой папа» (The Young Pope, с 2016 по настоящее время)

Кадр из сериала «Молодой Папа» © HBO

Антиклерикальный интеллектуальный сериал о поиске Бога и мессианстве.

Итальянец Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодость») считается в режиссуре главным наследником традиций Федерико Феллини, но чем больше он побеждает на европейских фестивалях, тем больше тяготеет к тому, чтобы переехать из итальянского артхауса в американский мейнстрим. Его «Молодой папа» — редчайший случай копродукции на ТВ. Его делали одновременно и HBO, и итальянский канал Sky Italia, и французский Canal+. Соррентино осмелился снять сериал о жизни Папы за закрытыми дверями. Сложно поверить, что съемки на самом деле проходили не в Ватикане, а в реконструированных вплоть до мельчайших подробностей декорациях. Главный герой Ленни Беллардо (Джуд Лоу), который становится новым Папой Римским Пием XIII, ведет себя вызывающе: шлет к черту отдел маркетинга, который сувенирной продукцией пополняет казну, вводит строгие порядки, чем пугает богатого серого кардинала Войелло, произносит со знаменитого балкона речь, не показывая при этом прихожанам своего лица. Вместо всей этой официозной мишуры новый понтифик кажется всерьез ищет Бога внутри себя и вокруг. 

Егор Беликов

«Большая маленькая ложь» (Big Little Lies, с 2017 по настоящее время)

Кадр из сериала «Большая маленькая ложь» © HBO

Черная трагикомедия про нескольких калифорнийских мам и одно убийство.

Очередной авторский сериал HBO заказала режиссеру Жан-Марку Валле («Далласский клуб покупателей», «Дикая»), но он неожиданно пошел против своего стиля. Вместо душеспасительной истории о саморазвитии он снял ироничный антидетектив, в котором все элементы жанра перевернуты и поменяны местами. Сначала мы увидим убийство, которое происходит на светской вечеринке, но не видим ни убийцу, ни труп. А затем на протяжении семи серий Валле показывает события, которые к этому привели — школьные разборки богатых мам первоклассников, живущих в калифорнийском городе Монтерей. Валле преподносит вроде бы небольшой конфликт, который возник сначала у двух родительниц (Лора Дерн и Шейлин Вудли), а затем и у остальных (Николь Кидман, Риз Уизерспун, Зои Кравиц). Не стесняясь вторгаться в личную жизнь каждой из них, Валле приводит трагикомедию к по-настоящему неожиданной развязке, в которой, как в любом хорошем детективе, преступником оказывается вовсе не тот, которого все подозревали. Как и жертвой. Однако с неожиданным финалом пришли и новые идеи. Дэвид Келли заявил: "Нам еще есть что рассказать зрителям", поэтому уже в июне 2019 года фанаты смогут увидеть продолжение истории пяти семей.

Егор Беликов

Спецпроект

Загружается, подождите ...