Фотограф и пропагандист: кем был Александр Родченко

Этот год стал дважды юбилейным для Александра Родченко — в 2016-м исполнилось 125 лет со дня его рождения и 60 — со дня смерти. По этому случаю в Мультимедиа Арт Музее проходит выставка Родченко «Опыты для будущего». Time Out решил вспомнить многогранный и извилистый путь мастера — от зубного техника до пионера ракурсной фотографии.

Неудавшийся стоматолог

Александр Родченко, 1925 год

Очень часто выдающиеся художники начинали совсем не художественно. Александр Родченко — один из них. Первой профессией, которую он освоил, был зубной техник. Вот так сюрприз. Естественно, в стоматологи Родченко подался не по собственной воле — на этом настоял отец, который, по иронии судьбы, сам был театральным бутафором. «Хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника», — вспоминал Родченко в автобиографических заметках. В 20 лет Александр бросил нелюбимое дело и отправился в Казанскую художественную школу. Впрочем, благодаря медицинскому бэкграунду Родченко не отправили в окопы Первой мировой — вместо этого он заведовал санитарным поездом. 

Идейный дизайнер

Родченко пробовал себя и в дизайне. Причем самого разного толка. Вместе с супругой Варварой Степановой (они познакомились в Казанской художественной школе) он придумал комбинезон — новый тип одежды для новорожденного советского человека, активного и трудящегося. А вместе с Владимиром Татлиным Родченко работал над оформлением московского кафе «Питтореск», делал футуристические светильники из фанеры и гнутой жести. Остались от Родченко и зарисовки новых моделей городских киосков — жаль, что нынешние градостроители не взяли их на заметку.

Виртуозный плакатчик

В 1923 — 1925 годах Родченко активно работает с Владимиром Маяковским. Вместе они создают серию рекламных плакатов. Первый отвечал за дизайн, второй — за броские подписи. Их красно-зеленое творение увековечило детские соски «Резинотреста», которые счастливый, но жутковатый малыш «готов сосать до старых лет»; «Трехгорное» пиво, которое «выгонит вон ханжу и самогон» и, естественно, хрестоматийные книги «Ленгиза».

Советский пропагандист

Сторонник социалистической революции, Родченко занимался и пропагандистской работой. Делал он это искренне, поэтому обиды мы, благополучные капиталисты 2016-го, не держим. Одним из самых ярких эпизодов на этом поприще стала поездка Родченко на стройку Беломор-канала в 1933 году. Там он сделал около 2000 снимков, из которых до нас дошли лишь три десятка. Ему же поручили и организацию фотолабораторий в ГУЛАГе. Еще Родченко встречал пароход «Карл Маркс», который привез на одну из самых жутких строек сталинской индустриализации делегацию советских писателей во главе с Максимом Горьким. Впечатления от поездки у Родченко были двоякие. С одной стороны, он восторженно писал: «Я нигде не видел, как труд на благо Советского государства так замечательно исправлял еще вчерашних врагов». А с другой предупреждал свою жену Варвару Степанову: «Не говори никому лишнего, что я на Беломорканале…»

Фотограф-новатор

Талант Родченко-фотографа не нуждается в представлении. Некоторые его снимки не знать так же странно, как «Черный квадрат» Малевича или «Звездную ночь» Ван Гога. Один из самых известных — «Девушка с лейкой» 1934. Изображена на нем Евгения Лемберг, ученица Родченко, с которой у фотографа был недолгий роман. В 1992-м фотография ушла с молотка на аукционе Christie’s за солидные 115 000 фунтов стерлингов. Другой хрестоматийный снимок Родченко — «Лестница» 1930 года. Как и «Девушка с лейкой», эта фотография — один из так называемых «ракурсных снимков», ставших визитной карточкой Родченко, пытавшегося подать обыденные сюжеты и образы в новом, неожиданном ключе. В 40-х стал набирать силу пресловутый соцреализм, с которым экспериментальные фотографии Родченко никак не вязались. За это в 1951 году фотографа даже исключили из Союза художников. Впрочем, через четыре года его приняли обратно — за год до смерти.

Мультимедиа Арт Музей, до 12 февраля 2017 года

Спецпроект

Загружается, подождите ...