Что почитать, чтобы правильно ругать искусство

Что почитать, чтобы правильно ругать искусство

Сергей Морозов   19 сентября 2016
3 мин
Что почитать, чтобы правильно ругать искусство

Если вы хотите прослыть острым на язык знатоком искусства и не опозориться, знаний, почерпнутых из всемогущей «Википедии», будет недостаточно. Подтянуть хронологию, наконец-то перестать путать Моне с Мане и узнать, почему постмодернизм и постструктурализм — лучшие друзья, вам помогут старые добрые книги. Time Out выбрал несколько проверенных вариантов для вашей книжной полки.

«Основы художественной грамоты», Юрий Герчук

Начнем с азов. Небольшая книга с говорящим названием «Основы художественной грамоты» поможет не облажаться в рассуждениях о самом базовом: форме, композиции, хрестоматийных сюжетах и так далее. Прочитав книгу, можно смело отправляться как на выставку постимпрессионистов, так и в Третьяковку — теория проиллюстрирована и заморскими, и отечественными примерами.

Как использовать: «Что линейная, что воздушная перспектива, так любимые Ренессансом, давно устарели. Мы видим пространственно, а не плоско».

«Искусство. Всемирная история», Стивен Фарсинг


Если вы хотите залатать прорехи в базовых знаниях, хронологии и перестать путать древнегреческую скульптуру с древнеримской, а импрессионизм — с постимпрессионизмом, этот увесистый томик вам поможет. Книга бегло, но добротно разбирает все сколько-нибудь значимые явления в истории искусства: от наскальных рисунков в Альтамире до «молодых британских художников». В каждой главе — краткий обзор определенного течения, рассказ о его ярком представителе. Обратите внимание на врезки, разбирающие детали произведений — сможете вовремя «выплюнуть» в умном разговоре нужный факт.

Как использовать: «Тоже мне Гойя: изобразил стигмат на руке приговоренного на картине «Расстрел повстанцев», и все — христианское сострадание обеспечено». Кстати, совсем скоро работы великого испанца привезут в «Гараж».

«Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм»

Для полного погружения в совр.иск. советуем не пожалеть сил и вооружиться пухлым томиком, над которым потрудился «Гараж». Временной охват у книги меньше, чем у предыдущей, зато фактов и анализа — куда больше. Книга рассказывает не только о течениях и произведениях искусства, но и об основных теоретических текстах (актуально для ленивых: можно изрядно сэкономить время на их изучении). Также фолиант повествует о методах описания искусства: структурализме, постструктурализме, психоаналитической критике.

Как использовать: «Структурализм морально устарел еще в 60-х, а вы снова о своем. Какой Марсель Дюшан? Все модернисты — экстремисты! Толи дело постмодерн».

«Против интерпретации», Сюзен Сонтаг

Если вам нужен какой-то конкретный текст, позволяющий вступить в перепалку с любителями искусства, вот вам «Против интерпретации» Сюзен Сонтаг. Еще в 1966-м одна из главных интеллектуалок века выступила с критикой пустых домыслов и трактовок произведений искусства — смело следуйте ее примеру и преуспеете. Если критиковать сами произведения не научитесь, то обрушиться на критиков сможете точно.

Как использовать: Современность давно утратила способность к чувственному восприятию. Все эти ваши, с позволения сказать, формалистские умствования ограничивают искусство. Как говорила Сонтаг, «нам нужно заново научиться видеть больше, слышать больше, больше чувствовать».

Аналитический сборник «InArt 2016»

В продаже эта книга еще не появилась, но подождать ее стоит. Сойти за своего в мире искусства с таким томиком получится легко. Директор ММОМА Василий Церетели, художник Владимир Дубосарский, владелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин и другие эксперты проанализировали состояние российского рынка современного искусства за последние 10 лет. Цифры, факты, пароли и явки у вас в кармане.

Как использовать: «По последним данным, всего 40% наших галерей занимаются онлайн-продажами. Прогресс нам только снится». Или: «Дороже всех за последние два года продавались Тимур Новиков и Мамышев-Монро — когда живые завидуют мертвым, как говорится». Или: «На нашем рынке целая тысяча художников, а напродавали всего на 2,5 миллиона евро. Негусто».