Москва
Москва
Петербург

25 лучших французских фильмов всех времен

Time Out вспоминает великие французские фильмы — Годара и Трюффо, Мельвиля и Рене.

1 / 8

25. «Самурай» (Le Samourai), 1967

Режиссер Жан-Пьер Мельвиль

 

Герои Мельвиля почти не говорят — да это и незачем. Лучше любых слов о них могут сказать хрупкая пластика движений, почти всегда в тени, и внешний вид — плащи, пропитанные чувством вины, глаза, прячущиеся под полями шляп. Это великий фильм, шедевр аскетизма, в котором Делон играет наемного убийцу, живущего по бусидо, самурайскому кодексу чести. Сюжет строится на детективной интриге с поиском алиби, но на деле Мельвиль снимает мифическую историю мести, в которой возмездием оказывается темнокожая пианистка Кати Розье — она могла бы с равным успехом сойти со страниц как Кокто или Софокла, так и Vogue. И если сам Делон — воплощенная Смерть, то коп Франсуа Перье — воплощенная Судьба. «Самурай» как мало какой фильм ударил по мозгам голливудских мастеров — цитаты из него обнаруживаются как в «Таксисте» Скорсезе, так и в «Псе-призраке» Джармуша.

 

 

 

24. «Клео от 5 до 7» (Cleo de 5 a 7), 1962

Режиссер Аньес Варда

 

Второй фильм одной из главных женщин французской Новой волны Аньес Варда наполнен красотой естественного парижского света. «Постой, прекрасный мотылек», — говорит сама себе Клео (Коринн Маршан), капризная, жаждущая славы певица, готовясь два часа бродить по городу в ожидании потенциально важного вердикта врача. Варда не боится экспериментов и вольной формы. Она накладывает диалоги один на другой, вставляет пародийные сценки, смешивает подход документалиста и художника-импрессиониста, а повседневную ерунду — с политической правдой. Трогательная и проникновенная «Клео от 5 до 7» олицетворяет всегдашний юношеский восторг Варда перед разнообразием киноприемов и ее чувственную, невесомую манеру показывать колебания и трепыхания любви, желания, жизни.

 

 

 

23. «Прошлым летом в Мариенбаде» (L'Année Dernière à Marienbad), 1961

Режиссер Ален Рене

 

Если и был фильм, в одиночку заложивший основы идеи модернистского кино, то только «Прошлым летом в Мариенбаде». На основе сценария иконы «нового романа» Алена Роб-Грийе Ален Рене задает зрителю загадку, так и не получающую разрешения: в одном напоминающем лабиринт отеле мужчина встречает женщину, с которой, как ему кажется, в прошлом году в Мариенбаде у него был роман — или не был? Или это было где-то еще? Осознанно взбалтывая хронологию так, что разница между прошлым, настоящим и будущим перестает иметь значение, Рене незаметно вводит зрителя в пограничную зону между тревогой и трансом — и делает это посредством стильной композиции кадра, долгих, плавных проездов камеры по пустым коридорам отеля и сдержанной актерской игры. Это шедевр кино, живущего по логике не реальности, но сновидения. И не слушайте тех, кто считает его бессвязным позерством.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Что смотреть на этой неделе?

Что смотреть на этой неделе?

Сразу два Тома Харди и его же русские суррогаты, ода берлинским панкам и горе-экранизация Довлатова — Time Out рассказывает, куда идти в кино на этих выходных.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация