«Инновация» без женщин
Зал заполнили в основном номинанты и сочувствующие. Мелькнули режиссер будущей церемонии Михаил Ефремов и Валерия Гай Германика. Экспозиция, разделенная на две части — в одной взрослые номинанты, в другой «Новая генерация», смотрится мрачновато, но достойно. Работы можно сравнивать просто глазами, не гадать, заглядывая в таблички, кто к какой номинации относится.
Претенденты на главную премию выглядят довольно бледно осколки большого проекта «Это есть. Этого нет. Это есть» Никиты Алексеева и одинокий, единственный залетевший в ГЦСИ грач (остальные расселись вокруг здания) из масштабной лирической инсталляции «Грачи прилетели» Николая Полисского лишь намекают на то, как это было на самом деле. Больше повезло певучим советским радиоточкам Владислава Ефимова (проект «Для радио») и меланхолическому видео Виктора Алимпиева «Чей это выдох?» Но и они уступают молодым, где все, как на подбор, выдают уверенные и очень яркие высказывания.
Прекрасный перформанс Андрея Кузькина и на видео смотрится отлично, вполне эффектно булькает озеро Владимира Логутова («Взаимопроникновение видимого и реального или Волжские этюды»), едва теплится суровая казарменная жизнь в жестяных корытах Хаима Сокола из инсталляции «Котлован». Не очень удачно выбрали работу из множества сделанных для проекта «Recycle” обычно яркие краснодарцы Андрей Блохин с Георгием Кузнецовым. Зато их собранное из пластиковых сантехнических труб чудо-дерево идеально вписалось в монохромный, почти бесцветный собирательный образ лучших работ этого года.
Еще одна особенность нынешнего: женщин в этом году в главных конкурсах нет, хоть вы три дня подряд 8 марта празднуйте. В более скромных номинациях бьется лишь Екатерина Деготь — за звание лучшего куратора и в номинации «Критика и искусствознание». Если так пойдет дальше, отечественная арт-тусовка перестанет быть самой феминизированной в мире.
Интервью. Юрий Аввакумов: «Я знаю, кому не надо давать»
Автор проекта «Роддом» (представлен на архитектурной биеннале в Венеции), претендующего на премию «Инновация». Член экспертного совета премии «Инновация», автор вместе с Ириной Горловой экспозиции отобранных экспертным советом претендентов на премию.
Вам не сложно совмещать все сразу?
Это мой привычный статус. В «Роддоме» я тоже был един в трех лицах: и участник, и куратор, и автор экспозиции. Чтобы снять дополнительные вопросы, претенденты в номинанты из числа членов совета в обсуждении своей номинации не участвуют.
Вам не кажется, что в этом году молодые переиграли взрослых в полуфинале?
Если так, то совсем чуть-чуть. Старики всегда проваливаются, молодые всегда напирают. Нормально. Лет через пятьдесят никто никого что из первых, что из вторых, может и не вспомнить.
Но виновата и экспозиция многие выставки приходится показывать фрагментами и кусками. Может, как-то экспертному совету, отбирающему шорт-лист, пора задуматься, как это будет выглядеть вместе?
Во-первых, мы с Горловой не кураторы, а экспозиция — то не то, что мы с ней отобрали и показали, а результат решения экспертного совета, и наша ответственность в этом выборе, поскольку мы в этот совет входим — 1 к 15. Это конкурс, а в конкурсе самое важное соблюдать правила. Выставки надо было смотреть «в году», а произведения мы показали вполне адекватно.
Но ведь ваша одна пятнадцатая с чем-то наверняка не согласна, а за кого-то, наоборот, болеет?
Лично я считаю, что «лишние люди» здесь Кабаковы имя настолько известное, что ему не особенно нужно попадание в наш внутренний российский конкурс, в котором Кабаков выглядит как свадебный генерал. В остальном уважаю выбор коллег, хотя жаль, что не попал Владимир Архипов. Жаль, что среди молодых нет живописцев: было бы интереснее выбирать, если бы представлены были все техники… Очень обнадежил Андрей Кузькин. А в остальном — мы слишком давно в этом бизнесе, чтобы что-то страстно задевало…
Выбор Аввакумова:
1.«Произведение визуального искусства»: Виктор Алимпиев. Это вещь. Остальное — так или иначе, упражнения вокруг. Полисский заслужил премию по жизни, но за это у нас награждают только пенсионеров.
2.«Новая генерация»: Андрей Кузькин. Серьезный парень, животом чувствуешь.
3.«Теория, критика, искусствознание»: Знаю кому не давать OpenSpace модный, но базарный ресурс. Воспитывает не глаз, а слух.
4.«Региональный проект»: «Русское бедное» Марата Гельмана. Очень хорошо формально просчитанный проект с большой перспективой. И бюджет не бедный, всем бы регионалам такие.
5. «Кураторский проект»: себе. Хотя, думаю нашему проекту премию не дадут, слишком ювелирная работа, в ней нет страданий, нет борьбы и гурьбы, как в других. К тому же место действия католический храм, а современного искусства в российских церквях в обозримом будущем нам не видать.