«Инновация» без женщин
Выставка работ претендентов на премию в области современного искусства «Инновация» прошла мирно: ни одного яростного протеста, как в прошлые годы, не было.
Зал заполнили в основном номинанты и сочувствующие. Мелькнули режиссер будущей церемонии Михаил Ефремов и Валерия Гай Германика. Экспозиция, разделенная на две части — в одной взрослые номинанты, в другой «Новая генерация», — смотрится мрачновато, но достойно. Работы можно сравнивать просто глазами, не гадать, заглядывая в таблички, кто к какой номинации относится.

Претенденты на главную премию выглядят довольно бледно — осколки большого проекта «Это есть. Этого нет. Это есть» Никиты Алексеева и одинокий, единственный залетевший в ГЦСИ грач (остальные расселись вокруг здания) из масштабной лирической инсталляции «Грачи прилетели» Николая Полисского — лишь намекают на то, как это было на самом деле. Больше повезло певучим советским радиоточкам Владислава Ефимова (проект «Для радио») и меланхолическому видео Виктора Алимпиева «Чей это выдох?» Но и они уступают молодым, где все, как на подбор, выдают уверенные и очень яркие высказывания.

Прекрасный перформанс Андрея Кузькина и на видео смотрится отлично, вполне эффектно булькает озеро Владимира Логутова («Взаимопроникновение видимого и реального или Волжские этюды»), едва теплится суровая казарменная жизнь в жестяных корытах Хаима Сокола из инсталляции «Котлован». Не очень удачно выбрали работу из множества сделанных для проекта «Recycle” обычно яркие краснодарцы Андрей Блохин с Георгием Кузнецовым. Зато их собранное из пластиковых сантехнических труб чудо-дерево идеально вписалось в монохромный, почти бесцветный собирательный образ лучших работ этого года.

Еще одна особенность нынешнего: женщин в этом году в главных конкурсах нет, хоть вы три дня подряд 8 марта празднуйте. В более скромных номинациях бьется лишь Екатерина Деготь — за звание лучшего куратора и в номинации «Критика и искусствознание». Если так пойдет дальше, отечественная арт-тусовка перестанет быть самой феминизированной в мире.

Интервью. Юрий Аввакумов: «Я знаю, кому не надо давать»

Автор проекта «Роддом» (представлен на архитектурной биеннале в Венеции), претендующего на премию «Инновация». Член экспертного совета премии «Инновация», автор вместе с Ириной Горловой экспозиции отобранных экспертным советом претендентов на премию.

Вам не сложно совмещать все сразу?

Это мой привычный статус. В «Роддоме» я тоже был един в трех лицах: и участник, и куратор, и автор экспозиции. Чтобы снять дополнительные вопросы, — претенденты в номинанты из числа членов совета в обсуждении своей номинации не участвуют.

Вам не кажется, что в этом году молодые переиграли взрослых в полуфинале?

Если так, то совсем чуть-чуть. Старики всегда проваливаются, молодые всегда напирают. Нормально. Лет через пятьдесят никто никого что из первых, что из вторых, может и не вспомнить.

Но виновата и экспозиция — многие выставки приходится показывать фрагментами и кусками. Может, как-то экспертному совету, отбирающему шорт-лист, пора задуматься, как это будет выглядеть вместе?

Во-первых, мы с Горловой не кураторы, а экспозиция — то не то, что мы с ней отобрали и показали, а результат решения экспертного совета, и наша ответственность в этом выборе, поскольку мы в этот совет входим — 1 к 15. Это конкурс, а в конкурсе — самое важное соблюдать правила. Выставки надо было смотреть «в году», а произведения мы показали вполне адекватно.

Но ведь ваша одна пятнадцатая с чем-то наверняка не согласна, а за кого-то, наоборот, болеет?

Лично я считаю, что «лишние люди» здесь Кабаковы — имя настолько известное, что ему не особенно нужно попадание в наш внутренний российский конкурс, в котором Кабаков выглядит как свадебный генерал. В остальном уважаю выбор коллег, хотя жаль, что не попал Владимир Архипов. Жаль, что среди молодых нет живописцев: было бы интереснее выбирать, если бы представлены были все техники… Очень обнадежил Андрей Кузькин. А в остальном — мы слишком давно в этом бизнесе, чтобы что-то страстно задевало…

Выбор Аввакумова:

1.«Произведение визуального искусства»: Виктор Алимпиев. Это вещь. Остальное — так или иначе, упражнения вокруг. Полисский заслужил премию по жизни, но за это у нас награждают только пенсионеров.

2.«Новая генерация»: Андрей Кузькин. Серьезный парень, животом чувствуешь.

3.«Теория, критика, искусствознание»: Знаю кому не давать — OpenSpace — модный, но базарный ресурс. Воспитывает не глаз, а слух.

4.«Региональный проект»: «Русское бедное» Марата Гельмана. Очень хорошо формально просчитанный проект с большой перспективой. И бюджет не бедный, всем бы регионалам такие.

5. «Кураторский проект»: себе. Хотя, думаю нашему проекту премию не дадут, слишком ювелирная работа, в ней нет страданий, нет борьбы и гурьбы, как в других. К тому же место действия — католический храм, а современного искусства в российских церквях в обозримом будущем нам не видать.

Спецпроект

Загружается, подождите ...