Аватар | Кино | Time Out

Аватар

  17 декабря 2009
3 мин
Аватар
Нечеловечески красивое, экологически чистое кино для молодых душой. Полностью исчерпавшие ресурсы земляне пытаются колонизировать симпатичную планету...

Нечеловечески красивое, экологически чистое кино для молодых душой. Полностью исчерпавшие ресурсы земляне пытаются колонизировать симпатичную планету…

Описание:

Далекое будущее. Полностью исчерпавшие ресурсы земляне пытаются колонизировать симпатичную планету Пандору — там полно полезных ископаемых.

На планете кипит жизнь, бегают всякие динозавры и мегатерии, есть и цивилизация — н’ави, четырехметровые прямоходящие гуманоиды синего цвета, похожие на помесь кошек и героев «Безумного спецназа». Застрелив дичь на обед, они говорят обеду «спасибо», молятся матери-природе, подключаются к экологически правильному древесному интернету. Еще аборигены любят гулять среди флуоресцентной растительности, распугивая медуз (постановщик и режиссер явно пересмотрели «Принцессу Мононоке» и «Навсикаю из Долины ветров»), и плевать хотели на подачки землян. Чтобы выяснить слабые места человекокотов, военные посылают к ним шпиона — полупарализованного десантника Джейка Салли, мозг которого подключен к искусственно выращенному аборигенному телу — аватару. За обещанные протезы Салли внедряется в племя, живущее в кроне гигантского дерева (жизни, очевидно), полчаса разыгрывает «Обитаемый остров» — то есть тупит, не врубается и держится как столичный пижон, попавший в собственную галлюцинацию. Потом вдруг доходит до сути и приступает к «Танцам с волками».

Если не брать в расчет историю создания фильма (опередивший свое время лет на пять замысел! возвращение Мастера! 230 миллионов! хайп с 2005 года! новейшие 3D-камеры и средства для оцифровки актеров!), то «Аватар», честно, покажется прекрасной развлекательной кинокартиной для школьников (кому еще удастся раз 20 сбегать в кино вместо уроков). Камеры снимают как надо, цифровалки цифруют замечательно, искусственные леса зеленеют, экзотические твари разевают пасти, а в лицах н’ави мимика живых актеров занятно смешивается с мимикой котиков. В общем, по масштабу визуальных свершений «Аватар» сегодня — это примерно то же самое, что «Звездные войны» в 1977 году. Смотрится он даже не менее увлекательно, хотя никаким новаторством в сфере рассказывания историй тут и не пахнет.

Говоря проще, сценарий «Аватара» — консервативен до обыденности, это — базовый, универсальный сюжет и временами ощущение от него — как от романов Сорокина: то есть все настолько просто, что временами в этих схемах начинает мерцать дао.

Но на уровень события, будем честными, все это вытягивают в первую очередь феерические пейзажи с мухоморами и динозаврами. Ничего плохого туда, конечно, не положено — Кэмерон позаимствовал у разных хороших сказок и фильмов (см. выше) самые эффектные, проверенные моменты, смонтировав из них нечто гладкое, похожее на все сразу. Да, местами кино не срослось — победная атака слонопотамов на БМП — это уже чересчур, да и вообще экогуманоиды слишком напоминают гоанских трансеров, но на то оно и фантастика. Ясельный уровень диалогов можно списать на плохое знание десантником местного языка. Отсутствие у аборигенов намека на гениталии (любовные сцены как раз есть) — на детсадовский рейтинг PG-13. Это все понятно, но некоторый осадок разочарования остается — стоило 13 лет копить силы, чтобы потом выступить со учебным пособием по пацифизму и любви к природе.

Понятно почему так вышло — последние 10 лет голливудские продюсеры, жонглирующие миллионными (и все возрастающими) бюджетами дико боятся всего нового, ведь оно сопряжено с риском. Так что уж выбирайте — либо психоделические цифровые джунгли, либо сценарные эксперименты. Вдобавок, повсеместно модная нью-эйдж философия, в которую ударился Кэмерон, сама не терпит сложностей: это нефтеперерабатывающий завод устроен непросто, а травка и листок — чего в них понимать? Ими надо любоваться!

Василий Корецкий

TimeOut Москва