Софья Троценко: «Этот выпад похож на пиар-акцию» | Арт | Time Out

Софья Троценко: «Этот выпад похож на пиар-акцию»

  3 октября 2012
3 мин
Софья Троценко: «Этот выпад похож на пиар-акцию»
Основательница «Винзавода» о ситуации вокруг выставки «Духовная брань».

«Православное» воинство пыталось не пускать людей на художественную выставку. Должно ли искусство быть отделено от казаков?

— Не надо искусство ни от кого отделять. Одна из целей искусства — донесение его до аудитории. Организаторы не учли ее возможной реакции… Работа с аудиторией накануне открытия выставки — одна из приоритетных задач куратора и организатора.

— Кто должен противостоять хулиганам — полиция, художественное сообщество?

— Противостоять вообще никто никому не должен, но если было нарушение общественного порядка, с ножами и нагайками, то, конечно, это дело полиции. Я же не выйду к хулиганам с такими же действиями! Если вопрос адресован художнику — в приемлемой форме, то отвечать будет художник, организатор выставки, кураторы.

— Могла акция быть заказной?

— Я, честно говоря, ничего не знаю про этих казаков. Крайне странно, что они появились на художественной выставке: почему казаки? Я не знаю, были они ряженые или реальные представители казачества. Это могла быть заказная акция, могла быть не заказная — какое это имеет значение? Но этот общественный выпад слишком предвзятый, больше похожий на пиар-акцию, чем на реальное желание разобраться в вопросе.

— Дальше будет хуже? Другим площадкам придется звать полицию, кинологов, чтобы обезопасить посетителей?

— Раз уж эти люди защищают интересы православной церкви, то как раз представители РПЦ должны попросить их не выступать в таком формате. Это была частная галерея, а не улица. Их действия были вне рамок правового поля. Если что-то кого-то беспокоит, нужно решать вопросы цивилизованно. С другой стороны, я повторяю: важно и взаимодействие с аудиторией. Есть проекты, которые целью своей ставят непояснение высказывания — и различные реакции аудитории становятся частью произведения. Но когда речь идет о выставке, очень важно, чтобы автор и организаторы донесли до зрителя, какую мысль они раскрывают и как.

— Может быть, после закрытия галерей Гельмана и Салаховой «Винзавод» просто не успел переосмыслить освободившееся пространство?

— Мы никогда не вмешиваемся в деятельность галерей на «Винзаводе» — мы изначально выбираем галереи профессиональные, лучшие. То, что галереи переформатировались, — это правильно, я поддерживаю это решение. Айдан Салахова для меня в первую
очередь не галерист, а личность. Все, что она делает в рамках арт-процесса в России, я считаю важным. Формат работы галереи Марата Гельмана мне пока не ясен, потому что не была представлена программа деятельности галереи. Для «Винзавода» приоритетно не имя, но художественная программа.