Москва
Москва
Петербург
Сергей Скатерщиков: «У нас практически нет публичных крупных частных коллекций, аукционов и частных музеев»

Сергей Скатерщиков: «У нас практически нет публичных крупных частных коллекций, аукционов и частных музеев»

Основатель компании Skate’s Art Market Research рассказал, как устроен арт-рынок в России.
— Кто покупает современное и классическое искусство в России? Каковы их мотивы? Удачное вложение денег или любовь к искусству? Что именно больше всего покупают русские?

— Спрос в России на искусство поляризован между ультрабогатыми гражданами, которые искусство в России практически не покупают и предпочитают собирать свои коллекции на международных аукционах и в галереях за рубежом, и средним классом в возрасте от 25 до 45 лет, готовым приобретать новое современное искусство у молодых галерей в Москве и Петербурге. Вторая группа коллекционеров наиболее интересна, поскольку ее искренне интересуют современные традиции в мире искусства, и эти покупатели растут вместе с их коллекциями, создавая постепенно все более питательную художественную среду в России.

— Отличается ли в этих вопросах Россия от Запада?

— Да, конечно, современное интеллектуальное коллекционирование только формируется в России, наши художники и коллекционеры только проходят путь интеграции в мировое художественное сообщество, Россия является пока сравнительно молодым и небольшим рынком в современной структуре мировой торговли художественными ценностями.

— Чем еще арт-рынок в России отличается от западного?

— У нас практически нет публичных крупных частных коллекций, аукционов и частных музеев, играющих столь значительную роль на западном арт-рынке, художественное образование в средней и высшей школе тоже пока в значительной степени находится под властью советского образовательного канона…

— Существуют ли на арт-рынке тенденции и мода? Что модно и немодно покупать сегодня? Можно ли спрогнозировать, что станет модным завтра?

— Конечно. Здесь огромную роль играют арт-ярмарки и музеи, они являются законодателями мод в изобразительном искусстве.

— На что стоит обратить свое внимание покупателям искусства? Что бы вы посоветовали покупать сегодня с точки зрения удачных инвестиций? Возможно, есть что-то недооцененное на сегодняшний день, к чему стоит присмотреться?

— Тем, кто хочет смотреть на покупку искусства как инвестиции, я рекомендовал бы держать в голове две модели капиталовложений. Одна предполагает покупку признанных шедевров и ориентирована на сокращение капитала — приобретая работу известных мастеров в ценовом диа па зоне от $1 до $20 миллионов, инвестор «паркует» капитал в активах, которые практически ни при каких обстоятельствах не могут испытать разрушение стоимости, аналогичное падение котировок акций и долгов в кризисных экономиках.

Вторая — чистой воды венчурный капитал — строится на приобретении работ большого числа молодых художников в России и за рубежом и ориентирована на подбор тех художников, которые могут стать новыми «брендами» современного искусства со временем. В рамках этой стратегии не стоит ожидать быстрого возврата на инвестированный капитал и надо быть готовым к тому, что у вас навсегда останутся вместо денег купленные вами картины.

— Как вы относитесь к современному искусству? Можно ли сказать, что покупка современного искусства сейчас сродни покупке статусного автомобиля?

— Да, только этот процесс гораздо более интеллектуален, чем выбор авто. Я считаю современное искусство прекрасным полем для интеллектуального самовыражения и одним из самых перспективных сегментов потребительского рынка в мире.

— Верно ли, что современное искусство на Западе может позволить себе купить представитель чуть ли не среднего класса и с радостью это делает? В России же ценообразование даже на малоизвестное современное искусство делает его предметом роскоши. В чем причина такого несоответствия?

— В невежестве.

— Действуют ли на арт-рынке законы поп-индустрии, когда того или иного художника можно умышленно раскрутить, сделать известным и популярным путем взаимодействия и договоренностей с галеристами, кураторами, арт-критиками?

— Конечно. Наиболее важную роль здесь играет взаимодействие с музеями и уже признанными художниками.

— Каковы, по-вашему, истинные экономические причины массового закрытия московских галерей?

— Старые галереи ориентирова лись на старого покупателя-олигарха и не захотели переориентироваться на новую клиентскую аудиторию. Новые галереи, ориентированные на молодого современного покупателя, развиваются и растут, хотя и не имеют помпезных размеров «старых» галерейщиков.

— Что изменится или, может быть, уже изменилось с их закрытием?

— Ничего.

— Каково на сегодняшний день отношение к русскому современному искусству в мире?

— Все только начинается, но современное искусство России в мировых кругах знают как минимум не меньше, чем у нас дома.

— Кто сегодня обращается к арт-консультантам? Каков их главный запрос? Исключительно денежный или желание быть в «модной струе» тоже присутствует?

— Спрос на арт-консультантов в России пока незначителен.

Мария Соколова
18 сентября 2012
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация