Москва
Москва
Петербург
Сергей Капков: «ДК ЗИЛ станет уникальным объектом»

Сергей Капков: «ДК ЗИЛ станет уникальным объектом»

Руководитель Департамента культуры Москвы о новых общественных пространствах, культурных центрах и театрах.

— Осень — это всегда начало новой жизни, особенно в Москве. Я сентябрь воспринимаю как Новый год. Как вы думаете, что в Москве появится свежего?

— Я специально не буду говорить о политике. А в культуре уже начинается движение.

— Что вы имеете в виду?

— Закрутилось все. Люди, которые должны стоять во главе культуры в городе, постепенно занимают свои места. Марина Лошак, например, стала арт-директором выставочного объединения «Столица». И у нее есть идея сделать Манеж и Новый Манеж главными площадками музейных выставок, в том числе — Русского музея.

Мы уже начали готовить традиционную акцию «Всей семьей в музей», в этом году в ней будут участвовать 20 музеев. Разработаны специальные маршруты для детей. Они там разгадывают ребусы, решают задачи, и если они набрали нужное количество баллов — получают подарок. 

Вообще мы хотим, чтобы город стал большой культурной площадкой — с выставками, паблик-арт-инсталляциями, фестивалями. Городские службы занимаются благоустройством бульваров, уличных переходов, а наша задача — запустить туда уличных музыкантов, фотографов, уличные театры. 

Мы используем здесь прием, отработанный в Парке Горького: город делает инфраструктуру, условно говоря, хард, а на хард должен прийти софт — выставки, любые мероприятия.

Ну и, конечно, мы ждем открытия обновленного ДК ЗИЛ, который теперь позиционирует себя как культурный центр. 


— Чем ЗИЛ будет отличаться от таких пространств, как «Винзавод», «Флакон»?

— Нельзя сравнивать. «Винзавод» — это коммерческий проект, где есть офисы, галереи, магазины. А ЗИЛ — дворец культуры нового типа, где будут занятия с детьми, новые студии и лекционная программа. Главная задача ДК ЗИЛ — вовлечь людей в свою деятельность. Сейчас, по официальной статистике, его посещают не больше 200 тысяч человек в год, а мы хотим увеличить эту цифру в 2,5 раза. Уверен, это будет уникальный проект.

Это классический советский дом культуры, к тому же само здание — памятник конструктивизма. Ни в какой другой европейской стране невозможно представить, чтобы государство построило ДК площадью 23 000 квадратных метра. Там есть сцена — дублер Кремлевского концертного зала, раньше кремлевские спектакли репетировали! Территория вокруг — 4 га. Конечно, он и должен стать уникальным объектом! Это дивное название, ДК ЗИЛ, еще загремит. И живет вокруг 200 тысяч человек. Это все прекрасно вписывается в идею децентрализации города.

ДК ЗИЛ возглавила Елена Зеленцова, которая раньше возглавляла множество креативных индустрий. Она собрала вокруг себя команду, которая работает над тем, чтобы превратить ДК ЗИЛ в современный центр творчества и досуга. На примере этого ДК будет создан модельный проект, который можно будет использовать в других учреждениях. А руководить кружками не надо. Надо на наши площадки привлекать профессионалов из негосударственных учреждений. Именно они сделают современный контент.

— Помимо этого в Москве открывается новый театр мюзиклов (вместо кинотеатра «Пушкинский»). А многие считают, что мюзикл — совсем не российский жанр. 

— Нет, этот жанр прижился. Просто вопрос правильной подачи материала. Москвичи восприимчивы к новшествам. Хорошие, адаптированные для России мюзиклы мы можем оценить. Театр «Россия» (так будет называться «Пушкинский») откроется в октябре. Получается целый театральный квартал — Театр Пушкина, Большой театр, Театр Наций, Малый театр, МХТ, Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, театр «Россия». На любой вкус.

— Расскажите, а что произошло с Театром Гоголя? Почему решили поженить авангардного дядьку с консервативной теткой?

— С Театром Гоголя ничего не произошло, сменился художественный руководитель и директор — и все. Не могу согласиться с тем, что Кирилл Серебренников — авангардный режиссер, я считаю, что он талантливый и актуальный. Я видел его спектакли.

«Господа Головлевы» — классический репертуарный спектакль. «Зойкина квартира» — театральный блокбастер с элементами мюзикла. Если смотреть его эксперименты с новой современной пьесой на «Платформе», это другое. Я уверен, что нынешние сотрудники труппы будут востребованы. Мне надо было быть готовым к этому скандалу, но я не ожидал, что вокруг так много дешевого коварства и лжи. Я знаю, что целому ряду актеров Кирилл Семенович написал письмо: «Я хотел бы вас видеть, я хотел бы с вами поговорить». И вот эти самые люди сейчас взбивают пену.

— Но Театр Гоголя находится на обочине художественной жизни. Люди, которые там работают, сильно не напрягаются. Может, это их вполне устраивает?

— Но все-таки надо понимать миссию Театра Гоголя. Он — для зрителя. Его задача (я тоже могу перейти на пафос) — лечить души, образовывать, формировать смыслы. Но нужно, чтобы люди в него как минимум ходили. 

— Как вы видите развитие этой ситуации?

— Кирилл Серебренников встретится с труппой, расскажет им о своих взглядах. Мне кажется, люди, интересующиеся театром, помнят, как принимали Карбаускиса в Театр Маяковского — он ни одного человека не уволил. Как принимали Евгения Писарева в Театр Пушкина или Табакова в МХТ. Это живой процесс. В Москве 88 государственных театров. Не хочется в одном из них работать? Департамент подыщет тебе работу в других. Мне кажется, все найдут свое место. 

Театр Гоголя — классический репертуарный театр, шесть дней в неделю он должен давать спектакли — и будет давать. И взрослые, и детские, и любые другие. Что, у Серебренникова в кармане, как у какого-то шарманщика, кукловода, есть труппа другая? Да будут они работать, кто-то будет востребован, кто-то нет. У любого художественного руководителя есть люди, которые задействованы в спектакле, — и есть те, кто не задействован. Принцип театра разрушить невозможно.

— Я слышал, что некоторые чиновники в московском правительстве говорят, что очень многое возлагается на неформалов, типа Капков много общается с хипстерами, Москва же живет другими проблемами…

— Город очень большой и является живым организмом, городу нужны новые городские профессионалы. И они есть — это люди, получающие высокую рыночную зарплату, платящие налоги, причем они могут работать как в бюджетных организациях, так и в частном бизнесе. Они берут ипотеку, кредиты на машину, выезжают за границу. Они получают много информации, у них есть представления о городе и есть требования к городу. Эти люди являются движущей силой города.

А культура — это прежде всего отношения между людьми. Мы акцентируем внимание именно на новых городских профессионалах. Людях, которые создают смыслы и развивают город. Если бы я работал в социалке, у меня, наверное, был бы другой круг общения.


Беседовал Игорь Шулинский

Фото Григория Поляковского

5 сентября 2012
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация