Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Господа Головлевы

Режиссер/Постановщик: Кирилл Серебренников
Актеры: Алексей Кравченко, Евгения Добровольская, Евгений Миронов, Алла Покровская, Юрий Чурсин
Автор: Михаил Салтыков-Щедрин
Серебренников поставил мизантропический роман о Головлевых как приговор фарисейству и ханжеству.

Новая работа Кирилла Серебренникова подтверждает его репутацию режиссера, не делающего ничего случайного. «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина на Малой сцене МХТ появились вслед за «Лесом» Островского на Основной. Классика в руках главного на сегодня московского режиссера выдает его художническую программу куда лучше, чем простенькие и эффектные постановки современных пьес.

История падения семьи, изнутри подтачиваемой греховными наклонностями, в спектакле «Господа Головлевы» переведена в масштабную картину падения человека, отечества, ну и мироздания заодно. Эпиграфом вынесены строчки Блока: «Грешить бесстыдно, непробудно», напечатанные в программке поверх развалин Вавилонской башни. Собственно, именно в таком ключе, сопрягая бытовое с метафорическим, и сделан весь спектакль. Этюды семейных склок положены на тихое и настойчивое жужжание мух, бьющихся о стекло. Очередную смерть сына или внука Арины Петровны «отмечают», зашивая сюртук, как брюшину, суровыми белыми нитками. После этой операции покойник встает и уходит, а ближе к финалу все убиенные выстраиваются в проемах задника, сильно напоминающих и деревенский нужник, и деталь погоста.

Язык, которым «Головлевы» переведены на сцену, стилистически не однороден. Есть тут и подробно-реалистически разыгранные сцены разборок мамы с сыном. Диктаторшу Арину Петровну Алла Покровская прекрасно превращает в несчастную и вовремя раскаявшуюся мать, а Иудушка в исполнении приглашенного из «Табакерки» Евгения Миронова — жертва ее неправильного воспитания. Есть и убойный «символизм», когда Иудушка бредет по заснеженному кладбищу и падает среди холмиков, чтобы уснуть раз и навсегда. Стилистическая сбивчивость как будто и не противоречит структуре спектакля, в которой каждый эпизод разыгран этюдным методом, а актеры играют выпукло-ясно. Режиссер даже слегка «кинофицирует» зрелище, отбивая одну сцену от другой титрами на маленьком экране. Но в нужное настроение попадает только один персонаж. Это — красавица Аннинька, сыгранная Евгенией Добровольской просто и страшно. И появляется она в самом конце трехчасового представления. Вот когда внучка Арины Петровны, кочующая актриска, после тяжких жизненных испытаний возвращается в родное гнездо, чтобы сесть с его опустившимся хозяином за стол, выпить и поговорить по душам, сложносочиненный, но порой неубедительный спектакль обретает дыхание. Очень точное и тошнотворное.

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация