Москва
Москва
Петербург
Неопознанные

Неопознанные

Андрей Бартенев представляет участников проекта «Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.».
«Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.»
Я придумал этот проект, потому что хотел, чтобы мои российские студенты увидели моих европейских студентов. Чтобы они встретились, подружились и чтобы эти связи работали сами по себе. Обретать друзей и союзников — это секрет сохранения таланта.

А было так. Я приехал в Норвегию и увидел систему кинотеатров «Ослокино». А приехал после Венеции, где один день бегал по городу в костюме Микки-Мауса — в золотых лосинах и маске. За мной бегали дети и кричали: «Тополино! Тополино!» То есть «мышонок». И я думаю: вау, какое итальянское название на улицах Осло! И чувствую, блин, хочу сделать выставку, где будет «тополино-ослокино». В норвежской академии у нас был перформанс, после которого я попросил студентов снять свои фрагменты на видео и сказал, что найду возможность все это показать. Уже в Москве рассказал об этом Васе Церетели. Улетел в Нью-Йорк, а потом узнал, что ГЦСИ и ММСИ объединяются для Первой биеннале молодых художников. Так возник этот проект. Уфология и инопланетяне — правильный повод для абстрактного высказывания. И это созвучно моей теории современного искусства как науки о предощущении будущего. Я встретился со своими лондонскими студентами, все им рассказал. Показал имидж «Не болтай» как пример, в каком направлении двигаться. И ответ был моментальный. Сразу художники из Нью-Йорка и Лондона стали присылать свои работы. Художники разных школ, разных стран, представляющие разные визуальные тенденции. У всех свои национальные особенности. А потом я приезжаю в Лондон и вижу огромные билборды — в Барбикане выставка современных художников на тему инопланетян. Я думаю: «Боже! Да у нас один слуховой аппарат!»

Учиться или зарабатывать
Лет 10—12 назад я начал преподавать в разных странах: читал лекции в топовых университетах Лондона, последние пять лет езжу в Нью-Йорк к Роберту Уилсону в его центр, где веду мастер-классы. Преподаю сценографию и арт-перформанс в Норвежской театральной академии. Читаю лекции в Школе современного искусства при Московском музее современного искусства.

Я заметил, что мои европейские студенты очень отличаются от российских. Европейские приходят в учебное здание в 9 утра и уходят в час ночи.Когда мы в норвежской академии готовили перформансы, дирекция спустила специальное указание, разрешающее до трех утра находиться в здании. У них нет никакой возможности зарабатывать деньги параллельно учебе. Все мои российские студенты работают и зарабатывают на жизнь, потому что не могут все 24 часа посвятить образованию. Например, Саша Фролова. Она занимается арт-объектами, трансформируя эстетику поп-арта в скульптурную форму. Это очень дорогой по производству жанр. И Саша работает: стилистом на НТВ, для журналов, вместе со мной в корпоративных программах и потом большую часть заработанных денег тратит на свои работы. Да, есть индивидуальные спонсоры. Но это не правило. Я знаю массу художников — 18—19-летних, они работают официантами и рассказывают мне о ресторанах, где стол стоит 350 тысяч евро. Это такая распущенность! Заказывать дорогущие столы для показухи, вместо того чтобы открывать какие-то образовательные программы. И это люди, которые формируют образ жизни, образ мысли своими поступками. Что будет с их детьми? У них же есть дети?

Гении-дизайнеры
В основном все таланты проданы, конечно, в рекламные агентства. Например, Миша Ганушкин, который делал один из вариантов обложки «Водка» для Time Out, теперь арт-директор рекламного агентства. Ну гений! У Протея Темена дизайнерское бюро, в то время как и ему надо заниматься галерейными и музейными проектами. Понять можно. У творческих людей ведь и потребности, адекватные их дару, — хочется красиво одеваться, в красивых машинах ездить, в красивых домах жить, красивые страны посещать. Потому что все это дает тот адреналин, который талантливому человеку нужен. Красивая жизнь подстегивает и создает платформу для более красивых идей, красивых архитектурных планов. Но они все там — и Яша Каждан, и Протей, и Ганушкин, и Морозов — все продали свои таланты, чтобы соответствовать самим себе.

В Европе, конечно, тоже надо зарабатывать. Но там гениями перенасыщен рынок. Поэтому они взрываются, как бомбы, и становятся гениями современного искусства. Европейская система образования дает модель, как себя самовоспитать и стать мощным художником. А наши художники еще мышцами не обросли, а уже попадают в какие-то вялые коммерческие структуры. Там есть фонды, гранты, возможности поучиться, не думая о рынке. Ты художник? О’кей, вот тебе все, чтобы проявить себя. А здесь он должен вести себя как боец, чтобы защитить свой внутренний стержень. Гении выбирают дизайн перчаток для очередной телепрограммы.

Страна грабит природные ресурсы, а интеллектуальные просто закапывает в отходы от ограбления природных. В мусор городов все закапывает.

Выход? Гениям из провинции — уезжать в столицу, гениям из Москвы — уезжать в Европу. Даже если они уйдут из искусства, по крайней мере получат жизнь, адекватную своему дару. Это уснет на время, а потом вернется. Или дети у них будут гениями, или они сами станут менеджерами других гениев.

О галереях и ассортименте
Сейчас модно, чтобы у каждой галереи был некий список молодых талантов. Это как в супермаркете — есть просто вода, и вдруг появляется с лимонными добавками. Вот и она должна быть. Я не знаю, насколько это нужно молодому художнику — быть в ассортименте той или иной галереи. Не знаю, сколько он за это получает, потому что внутренняя галерейная политика — дело сложное. Молодые художники становятся вдруг быстро топовыми, потому что существует мода на какую-то визуальную идею. И если он в нее вдруг раз — и попал, кураторы быстренько берут его в оборот. Я в эту галерейную политику не играю. Я понял, что мне лучше уйти от всех арт-ярмарок, потому что это не соответствует моим убеждениям. Я слишком четко слышу небесные голоса, которые говорят мне: не твое, уходи, или мы тебя накажем. Я выбрал свой путь курирования — фестивалей, выставок, книг, молодых художников. И делаю это постоянно, рекомендуя их для разных проектов, потому что я просто хорошо знаю материал.


5 советов от Бартенева, как разбогатеть на искусстве

1. Ищите первооткрывателей
Тем, кто хочет разбогатеть, вложив деньги в современное искусство, лучше всего покупать конструктивизм 10—20—30-х годов и пионеров американского поп-арта. Первооткрыватели всегда стабильно растут в цене. Среди молодых — ищите новаторов.

2. Скупайте оптом
Если среди ваших друзей нет человека, который может подсказать, кто первооткрыватель, а кто эпигон, и вы хотите положиться на собственное наитие — тогда покупайте все подряд. Если вдруг хотя бы один из художников окажется стремительно растущим в цене гением, проценты, которые вы получите, окупят все расходы.

3. Следите за модой
Если вам нужен предмет современного искусства не для обогащения, а для удовольствия — походите по музеям, которые экспонируют современное искусство. Лучшие места для этого: Лондон — галерея Тейт Модерн, Барбикан-центр, галерея Уайтчепел, и Нью-Йорк — галереи Челси, Музей Гуггенхайма, Уитни-музеум. Изучите сайты этих музеев, чтобы иметь представление о том, что в моде. Потому что мода на современное искусство меняется точно так же, как мода на нижнее белье. Вот сейчас актуальна китайская «волна» (последние четыре года), а скоро начнется мода на Новую Зеландию и Австралию. И нужно успеть — чтобы у вас были хорошие китайцы, а потом раз — и вы перешли на хороших новозеландцев и австралийцев. Тогда будете на волне.

4. Дело не в количестве
Если вы делаете частную вечеринку, у вас широкое, в американском стиле пространство, и вы повесили на стенку только что приобретенный кошелек от Дэмиена Херста, то считайте, что вечеринка удалась, даже если у вас на столе только чипсы и пепси-кола.

5. Покупайте своих
Если вы патриот, лучше сконцентрироваться на именах российского арт-рынка. Как быстро это вам принесет дивиденды — большой вопрос. Российские художники не являются музейными трендами. Можете их, конечно, покупать, но если эмигрируете со своей коллекцией в Швейцарию, ваша коллекция тут же обесценится до нуля. Но в этом амбиции патриотов — вписать русских художников в международный контекст. Тогда стоимость их коллекции вырастет на двести-триста процентов.
30 июня 2008
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация