Неопознанные | Мода и Красота | Time Out
Мода и Красота

Неопознанные

  30 июня 2008
7 мин
Неопознанные
Андрей Бартенев представляет участников проекта «Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.».

«Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.»
Я придумал этот проект, потому что хотел, чтобы мои российские студенты увидели моих европейских студентов. Чтобы они встретились, подружились и чтобы эти связи работали сами по себе. Обретать друзей и союзников — это секрет сохранения таланта.

А было так. Я приехал в Норвегию и увидел систему кинотеатров «Ослокино». А приехал после Венеции, где один день бегал по городу в костюме Микки-Мауса — в золотых лосинах и маске. За мной бегали дети и кричали: «Тополино! Тополино!» То есть «мышонок». И я думаю: вау, какое итальянское название на улицах Осло! И чувствую, блин, хочу сделать выставку, где будет «тополино-ослокино». В норвежской академии у нас был перформанс, после которого я попросил студентов снять свои фрагменты на видео и сказал, что найду возможность все это показать. Уже в Москве рассказал об этом Васе Церетели. Улетел в Нью-Йорк, а потом узнал, что ГЦСИ и ММСИ объединяются для Первой биеннале молодых художников. Так возник этот проект. Уфология и инопланетяне — правильный повод для абстрактного высказывания. И это созвучно моей теории современного искусства как науки о предощущении будущего. Я встретился со своими лондонскими студентами, все им рассказал. Показал имидж «Не болтай» как пример, в каком направлении двигаться. И ответ был моментальный. Сразу художники из Нью-Йорка и Лондона стали присылать свои работы. Художники разных школ, разных стран, представляющие разные визуальные тенденции. У всех свои национальные особенности. А потом я приезжаю в Лондон и вижу огромные билборды — в Барбикане выставка современных художников на тему инопланетян. Я думаю: «Боже! Да у нас один слуховой аппарат!»

Учиться или зарабатывать
Лет 10—12 назад я начал преподавать в разных странах: читал лекции в топовых университетах Лондона, последние пять лет езжу в Нью-Йорк к Роберту Уилсону в его центр, где веду мастер-классы. Преподаю сценографию и арт-перформанс в Норвежской театральной академии. Читаю лекции в Школе современного искусства при Московском музее современного искусства.

Я заметил, что мои европейские студенты очень отличаются от российских. Европейские приходят в учебное здание в 9 утра и уходят в час ночи.Когда мы в норвежской академии готовили перформансы, дирекция спустила специальное указание, разрешающее до трех утра находиться в здании. У них нет никакой возможности зарабатывать деньги параллельно учебе. Все мои российские студенты работают и зарабатывают на жизнь, потому что не могут все 24 часа посвятить образованию. Например, Саша Фролова. Она занимается арт-объектами, трансформируя эстетику поп-арта в скульптурную форму. Это очень дорогой по производству жанр. И Саша работает: стилистом на НТВ, для журналов, вместе со мной в корпоративных программах и потом большую часть заработанных денег тратит на свои работы. Да, есть индивидуальные спонсоры. Но это не правило. Я знаю массу художников — 18—19-летних, они работают официантами и рассказывают мне о ресторанах, где стол стоит 350 тысяч евро. Это такая распущенность! Заказывать дорогущие столы для показухи, вместо того чтобы открывать какие-то образовательные программы. И это люди, которые формируют образ жизни, образ мысли своими поступками. Что будет с их детьми? У них же есть дети?

Гении-дизайнеры
В основном все таланты проданы, конечно, в рекламные агентства. Например, Миша Ганушкин, который делал один из вариантов обложки «Водка» для Time Out, теперь арт-директор рекламного агентства. Ну гений! У Протея Темена дизайнерское бюро, в то время как и ему надо заниматься галерейными и музейными проектами. Понять можно. У творческих людей ведь и потребности, адекватные их дару, — хочется красиво одеваться, в красивых машинах ездить, в красивых домах жить, красивые страны посещать. Потому что все это дает тот адреналин, который талантливому человеку нужен. Красивая жизнь подстегивает и создает платформу для более красивых идей, красивых архитектурных планов. Но они все там — и Яша Каждан, и Протей, и Ганушкин, и Морозов — все продали свои таланты, чтобы соответствовать самим себе.

В Европе, конечно, тоже надо зарабатывать. Но там гениями перенасыщен рынок. Поэтому они взрываются, как бомбы, и становятся гениями современного искусства. Европейская система образования дает модель, как себя самовоспитать и стать мощным художником. А наши художники еще мышцами не обросли, а уже попадают в какие-то вялые коммерческие структуры. Там есть фонды, гранты, возможности поучиться, не думая о рынке. Ты художник? О’кей, вот тебе все, чтобы проявить себя. А здесь он должен вести себя как боец, чтобы защитить свой внутренний стержень. Гении выбирают дизайн перчаток для очередной телепрограммы.

Страна грабит природные ресурсы, а интеллектуальные просто закапывает в отходы от ограбления природных. В мусор городов все закапывает.

Выход? Гениям из провинции — уезжать в столицу, гениям из Москвы — уезжать в Европу. Даже если они уйдут из искусства, по крайней мере получат жизнь, адекватную своему дару. Это уснет на время, а потом вернется. Или дети у них будут гениями, или они сами станут менеджерами других гениев.

О галереях и ассортименте
Сейчас модно, чтобы у каждой галереи был некий список молодых талантов. Это как в супермаркете — есть просто вода, и вдруг появляется с лимонными добавками. Вот и она должна быть. Я не знаю, насколько это нужно молодому художнику — быть в ассортименте той или иной галереи. Не знаю, сколько он за это получает, потому что внутренняя галерейная политика — дело сложное. Молодые художники становятся вдруг быстро топовыми, потому что существует мода на какую-то визуальную идею. И если он в нее вдруг раз — и попал, кураторы быстренько берут его в оборот. Я в эту галерейную политику не играю. Я понял, что мне лучше уйти от всех арт-ярмарок, потому что это не соответствует моим убеждениям. Я слишком четко слышу небесные голоса, которые говорят мне: не твое, уходи, или мы тебя накажем. Я выбрал свой путь курирования — фестивалей, выставок, книг, молодых художников. И делаю это постоянно, рекомендуя их для разных проектов, потому что я просто хорошо знаю материал.

5 советов от Бартенева, как разбогатеть на искусстве

1. Ищите первооткрывателей
Тем, кто хочет разбогатеть, вложив деньги в современное искусство, лучше всего покупать конструктивизм 10—20—30-х годов и пионеров американского поп-арта. Первооткрыватели всегда стабильно растут в цене. Среди молодых — ищите новаторов.

2. Скупайте оптом
Если среди ваших друзей нет человека, который может подсказать, кто первооткрыватель, а кто эпигон, и вы хотите положиться на собственное наитие — тогда покупайте все подряд. Если вдруг хотя бы один из художников окажется стремительно растущим в цене гением, проценты, которые вы получите, окупят все расходы.

3. Следите за модой
Если вам нужен предмет современного искусства не для обогащения, а для удовольствия — походите по музеям, которые экспонируют современное искусство. Лучшие места для этого: Лондон — галерея Тейт Модерн, Барбикан-центр, галерея Уайтчепел, и Нью-Йорк — галереи Челси, Музей Гуггенхайма, Уитни-музеум. Изучите сайты этих музеев, чтобы иметь представление о том, что в моде. Потому что мода на современное искусство меняется точно так же, как мода на нижнее белье. Вот сейчас актуальна китайская «волна» (последние четыре года), а скоро начнется мода на Новую Зеландию и Австралию. И нужно успеть — чтобы у вас были хорошие китайцы, а потом раз — и вы перешли на хороших новозеландцев и австралийцев. Тогда будете на волне.

4. Дело не в количестве
Если вы делаете частную вечеринку, у вас широкое, в американском стиле пространство, и вы повесили на стенку только что приобретенный кошелек от Дэмиена Херста, то считайте, что вечеринка удалась, даже если у вас на столе только чипсы и пепси-кола.

5. Покупайте своих
Если вы патриот, лучше сконцентрироваться на именах российского арт-рынка. Как быстро это вам принесет дивиденды — большой вопрос. Российские художники не являются музейными трендами. Можете их, конечно, покупать, но если эмигрируете со своей коллекцией в Швейцарию, ваша коллекция тут же обесценится до нуля. Но в этом амбиции патриотов — вписать русских художников в международный контекст. Тогда стоимость их коллекции вырастет на двести-триста процентов.