Выборы | Кино | Time Out

Выборы

Максим Эйдис   25 марта 2007
3 мин
Выборы
Блестящая гонконгская криминальная эпопея, в которой совсем не стреляют и почти не учат жизни.

"Выборы", получившие два года назад три гонконгских "Оскара" (Hong Kong Film Awards), слишком часто называют китайским "Крестным отцом", хотя сходства между этими картинами не больше, чем между любыми масштабными гангстерскими фильмами. В конце концов, и сериал "Бригада" сработан по тем же выверенным лекалам. Впрочем, не похожи "Выборы" и на стандартный гонконгский боевик: здесь мало и недостаточно смачно дерутся, ни разу не стреляют, а сюжет, минуя привычное противостояние хороших полицейских и чудовищно благородных бандитов, крутится вокруг обманчиво нудной предвыборной борьбы.

Гонконгские триады должны избрать нового председателя, и первую половину фильма камера носится между чайными столиками, за которыми решаются сугубо кадровые вопросы — все больше подкупом, а не трезвыми аргументами. Кандидата два: глупый, но "реально бешеный" Большой Ди (Тони Люн Ка-Фай — он был любовником в "Любовнике" Жан-Жака Анно) и тихий, рассудительный семьянин Лок (Саймон Ям, очень популярный в Гонконге, а остальному миру известный разве что по мелкой роли во второй "Ларе Крофт"). Вскоре их конфликт выходит за рамки обычного спора за кресло, вернее, за особый резной жезл, символ верховной бандитской власти.

Лок — за старые уголовные традиции (им вроде бы симпатизирует и сам режиссер, включивший в фильм пафосную пятиминутную хронику ритуального посвящения в гангстеры). Большому Ди плевать на вековое братство работников ножа и веревки, его интересует лишь быстрая нажива, ради которой он готов развязать самоубийственную войну между кланами и отдать приказ выкрасть тот самый жезл, хранящийся где-то на материке. Тут-то и начинается экшн — без пальбы, зато с мордобоем, погоней и резней.

Гангстеры всегда были у гонконгского классика Джонни То людьми исключительного благородства, а в "Выборах", где речь идет о верности бандитским законам, они и вовсе образцово-самоотверженные, словно Овод из романа Войнич. Однако от обычной для То "братской могилы" "Выборы" бесконечно далеки: тут непривычно много дискутируют и, что еще удивительнее, некоторые из спорщиков доживают до финальных титров — те, кто похитрее, разумеется. Но победитель, который получает все (это, пожалуй, единственное, что роднит "Выборы" с сагой о семье Корлеоне), в итоге теряет самого себя.

Жизнь у бандитов — не мед, и хоть похожи они на людей, но на деле куда ближе к хищным и голодным животным. Формально выдерживая романтический, местами даже сентиментальный стиль большой гангстерской истории, Джонни То умеет ненароком так показать этот звериный оскал, что любые вопросы о блатной романтике снимаются сами собой. Да, у самых отвратительных его героев из ран сочится человеческая кровь. Но верно и обратное — в венах самых очаровательных джентльменов удачи пульсирует отрава. Их мораль выражает один из ветеранов: "Если хочешь стать гангстером, сынок, — сделай все, чтобы добраться до самого верха! Иначе не стоит даже соваться!". Досмотрев "Выборы" до неожиданного финала, понимаешь, что соваться не стоит в любом случае.