Москва
Москва
Петербург
Опасные связи

Опасные связи

В позапрошлом веке связи с троллями, ундинами и сильфидами были обычным делом.
Это в наше время всем далеким от балета людям кажется, что героини в белом обязательно чистые и невинные создания. В ХIХ веке, когда были придуманы все основные сюжеты, публика твердо знала: вот эти— с крыльями — воплощение соблазна. И шла смотреть именно на соблазн. Поглядеть, как раз за разом чертовки в пышных юбках разрушают чужие помолвки, выпархивая из окна или из бутафорского моря, уводят и утаскивают женихов за собой.

Им самим это подчас дорого обходится — как правило, они платят жизнью. Дух воздуха— Сильфида — заманивает добропорядочного шотландца Джеймса в волшебный лес, где ее подруги летают среди деревьев. Но земной человек-собственник обманом лишает Сильфиду крылышек — чтоб всегда была рядом. Потеряв возможность летать, девушка и гибнет. (Специальный часовой механизм, заставлявший крылышки трепетать в течение всего спектакля, балерина «перед смертью» в позапрошлом веке заменяла другим, что обеспечивал их поочередное падение, теперь, если они не отлетают сами, артистка тривиально сдергивает их рукой.)

Печально заканчиваются и шалости духа воды — Ундина (по-русски говоря, русалка) в одноименном балете влечет рыбака Маттео в море, заставляя забыть о прочных радостях земной жизни. Соблазняя его— показываясь ему на каждом углу (даже сквозь изображение Мадонны) и оставаясь невидимой для прочих обитателей деревушки, — она от души развлекается, пугая обывателей: путает пряжу почтенной прядильщице, и та только смотрит, оторопев, как прыгают у нее клубки. Но веселая, лукавая и обаятельная Ундина истаивает на солнышке, как вытащенная медуза, — для того, чтобы она осталась в живых, ее герой должен был всего лишь в течение суток жениться на ней, но он не поторопился.

Саламандра, дух огня из балета «Альма», влюбившаяся в доблестного, перерезавшего не одну сотню испанцев мавра, смущает немецких бюргеров, затаскивая в откровенный танец трех добропорядочных клушек. Но и ее история любви заканчивается печально, она окаменевает, превратившись в статую прямо на ступеньках трона мавра-победителя. Но эти трагические финалы — ничто по сравнению с жертвами и разрушениями, сотворенными духами, решившими отомстить своим женихам. В «Жизели» виллисы затанцовывают насмерть мужчин, неосторожно пришедших ночью на кладбище (в виллис девушки превратились потому, что умерли до свадьбы). В балете «Тень» главная героиня соперничает с земной девушкой из-за вполне живого героя и побеждает, венчается с ним уже на том свете, предварительно устроив обрушение дворца, в котором погибает соперница. Тот же сюжет повторяется в «Баядерке». Белокрылые создания поднимают указательный палец вверх, утверждая, что осуществляют праведный суд, и сносят дворцы и храмы с эффективностью тропического урагана. И лишь добродушное «Народное предание», что было сочинено, как и «Сильфида», Августом Бурнонвилем, завершается хеппи-эндом: тролльчиха удачно выходит замуж за человека (семейство троллей, правда, изрядно снабдит его золотом). Но там — никаких белых юбок. Сплошные крестьянские орнаменты.Постановщик балета, премьер Covent Garden Йохан Кобборг рассказал о нечисти в «Сильфиде».


Кто главный положительный герой в этом спектакле?

Не думаю, что в «Сильфиде» вообще есть хоть один положительный герой. Все ведут себя плохо. Джеймс бросает невесту Эффи на свадьбе. Сильфида похищает чужого жениха. Старуха Мэдж радуется чужому горю. Эффи тоже не очень-то положительная — для нее главное выйти замуж, и не важно, за кого: не за Джеймса, так за другого. У каждого свои фантазии и свои неправедные желания. Даже у Гурна, влюбленного в Эффи. Он готов из-за этого врать, рассказывать небылицы. Может, Гурн и не видел ничего, может, ему показалось? В этом смысле положительного героя в балете нет. Все плохие. Но по-своему.

Когда солистка Мариинки Евгения Образцова готовила свой дебют в «Сильфиде» и я заговорила о ее героине как о нечистой силе, балерина возмутилась: «Нет! Моя Сильфида белая! Она чистая!» А как вы считаете, есть в Сильфиде чертовщинка?

Конечно. Если бы Сильфида была чистым прозрачным духом, она бы так себя не вела. Сильфида и старуха-колдунья Мэдж связаны больше, чем мы думаем. Почему колдунья появляется у огня сразу после того, как Сильфида улетела? И в движениях — ведь не так уж далеко от изящного жеста Сильфиды до корявого Мэдж. Я вообще не уверен, что она вот такая «летающая девушка». Скорее, она воплощает мечты и желания Джеймса, его неуверенность в том, что он счастлив, что правильно поступает. Она — все, что происходит в его голове. Это относится ко всем, у кого есть мечта. Когда ее воплощаешь — она умирает. Надо о чем-то другом мечтать. Когда Джеймсу кажется, что он может схватить свою мечту, поймать ее — Сильфида погибает. Для меня это в большей степени психологическая история, психологический балет. Этим он и интересен.

В разных версиях роль Мэдж исполняют то женщины, то мужчины. А у вас?

У меня на эту роль есть и мальчики, и девочки. Мэдж — она практически вне пола. В ней нет ни мужских, ни женских черт. Такое существо, где ты до конца не понимаешь, кто это. Если вы хотите твердый ответ, то я скажу, что Мэдж женщина. Но я сам с радостью бы когда-нибудь станцевал Мэдж, поэтому я не могу сказать, что хочу, чтобы только женщины танцевали эту партию.

Настя Горячева, которая будет танцевать главную роль, в интервью Time Out рассказывала,что вы настаиваете, чтобы Сильфида и Джеймс не касались друг друга в течение всего спектакля. Что, вообще ни разу?

Однажды. И она сразу умрет.
18 февраля 2008,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация