Москва
Москва
Петербург

Король Лир

В Москву из Петербурга приезжает Малый драматический театр - на сцене ТЮЗа будут разбирать шекспировского "Короля Лира".

За пианино, поставленным перед сценой, прямо у ног зрителей, сидит Шут (Алексей Девотченко) и перебирает клавиши. У инструмента снята передняя панель - все молоточки напоказ, музыка берется вот отсюда.

Также демонстративно разобран и сам спектакль - никакой полированной "магии театра". В музыке нет настоящей музыки - то издевательский "собачий вальс", то приторные "Грезы любви". Лишен музыкальности и текст - прозаический перевод, сделанный специально для спектакля Диной Додиной, шершав и груб (встречаются слова "жопа" и "мудак"). На сцене - ноль декораций, задник перекрещен досками. И никаких красот в костюмах - Лир (Петр Семак) в ночной рубахе, его соратники в каких-то охотничье-рыбацких одежах - а в сцене бури и вовсе голые и дрожащие. Пьесу, уже четыре сотни лет считающуюся образцом буйной трагедии (какой провинциальный актер не мечтает выдрать себе полшевелюры с криками "Дуй, ветер, дуй"?), Лев Додин жестко, сухо и почти отстраненно разложил на составные части.

Главный мотив - вина и невнимательность отцов. В сцене раздела королевства, когда Лир требует от дочерей рассказать, как они его любят, Гонерилья произносит текст с монотонностью робота; Регана пытается воодушевленно интонировать - но, не сдержавшись, хихикает. Они обе знают: отец так уверен в их обязанности любить его, что не заметит, если что-то будет не так, - и они правы. Герцог Глостер не думает о своем сыне Эдмонде даже тогда, когда тот ранен - парень скорчился от боли, а родитель в это время деловито заворачивает в платок вытащенный из раны нож (пригодится как вещдок). Равнодушие "отцов" швыряет "детей" в дикую жестокость - потому что детям кажется, что только так они могут утвердить себя.

Рядом с этим - мотив неочевидного возникающего тепла. Три сестры у Додина странно похожи, никаких там "два демона - один ангел". Они почти добры друг к другу - и есть в этом некая правильность, дети будто сбиваются в круг, когда родители выталкивают их на холод. Тот же мотив звучит в сцене бури - когда уже "дети" выкидывают "родителей" под адский ливень. Вот на этом контрасте властного холода и робкого тепла, жесткого приема и вдруг прорастающего чувства сделан весь спектакль. И когда кажется, что вот, мы уже усвоили механику постановки, поняли, почему ликвидирован последний акт с посмертным торжеством добродетели, - пианино вдруг начинает играть само, без Шута. И почти бытовая история о королевском вопросе, сильно испортившем местное население, превращается-таки в мистическую трагедию.

13 октября 2006,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация