Звезда родилась - Фото №0
Звезда родилась - Фото №1
Звезда родилась - Фото №2
Звезда родилась - Фото №3
Звезда родилась - Фото №4
Time Out

«Звезда родилась». Еще раз с чувством

Однажды популярный фолк-рок-исполнитель Джексон Мэйн (Брэдли Купер) будет слишком долго ехать после очередного концерта по запруженному Лос-Анджелесу. Выпивка в салоне закончится раньше пробок, и он попросит водителя остановить возле ближайшей вывески. Ей окажется гей-кабаре, в котором местные драг-квин раз в неделю устраивают шоу талантов. Одна из певичек, Элли (Леди Гага), все же окажется настоящей и покорит Мэйна сначала кавером на Эдит Пиаф, а после и своими накладными бровями. Тем же вечером она врежет чересчур докучающему фанату Джека по роже, а тот, пока будет прикладывать к руке Элли замороженный горошек, разглядит в неприметной официантке с большим носом звезду мирового масштаба.

Ничего не меняется: уже третья по счету реинкарнация сюжета 80-летней давности по-прежнему рассказывает о высокой цене славы через призму трагической любви двух одиночеств — спивающейся знаменитости и одаренной девицы, которые слишком поздно нашли друг друга, чтобы быть счастливыми. В первых версиях действие развивалось в самом сердце звездной наковальни — Голливуде и рассказывало больше о превратностях актерской судьбы в тисках всемогущих студий. В ремейке 70-х, снятом уже после Вудстока, киноиндустрию закономерно заменила музыкальная сцена, а в главных ролях крайне успешно выступили культовые исполнители Крис Кристофферсон и Барбра Стрейзанд (певица получила свой второй «Оскар» за песню Evergreen). Теперь похожая судьба, кажется, ожидает и Леди Гагу с Брэдли Купером.

Для последнего это явно личный проект, что искупает многие, если не все, ошибки новичка. Свою дебютную ленту всего лишь 43-летний актер снимает с такой разлитой по кадру эпичностью и энергией большого кино, что ему позавидовал бы даже поздний Клинт Иствуд, изначально планировавший сесть в режиссерское кресло и позвать Бейонсе. Это умение разглядеть значительность даже в бытовых мелочах Купер-постановщик явно подсмотрел у лучших из тех, с кем работал — того же Иствуда, Дерека Сиенфрэнса и Дэвида О. Расселла — но перенял прием настолько безукоризненно, что уличить начинающего режиссера в подвохе или манипуляции не представляется возможным.

Сказать что-то язвительное о драматических и музыкальных способностях ведущего дуэта тоже язык не поворачивается. И Гага, и Купер, у которых тут какая-то запредельная химия, не играют на пределе возможностей, за что обычно дают награды (вспомним ДиКаприо в «Выжившем»), однако настолько растворяются в своих экранных образах, что мурашки бегут по коже. В том, в общем, и заключается обаяние небезупречного, где-то даже грубоватого фильма. Пока картина отдает дань прошлому и буксует на сценарных колдобинах, смотреть ее немного скучновато; зато когда герои оказываются наедине — на сцене в блеске софитов или на парковке в тусклом свете фонарей — от экрана практически невозможно оторваться.

Да, в новой «Звезде» остаются непроговоренными много важных вещей: то, что талантливая Элли фактически оборачивается пустышкой, клепающей бездушные поп-треки один за другим; или что деградация самого Джека происходит слишком стремительно, словно по щелчку сценариста. Да и механизм рождения суперзвезды Купера-постановщика, кажется, совсем не интересует: в 2018-м, как и сто лет назад, надо лишь встретить нужного мужчину, и все сложится само собой. Более того, там, где предыдущие версии еще, кажется, сохраняли какую-то интригу по части характеров, в новой все становится понятно уже с первых минут — он сопьется, она его не спасет. И все равно сидишь и смотришь, как главный герой произносит уже классическое: «Я хочу еще раз взглянуть на тебя» — и слезы тупо подступают комком к горлу.

Кто-то, конечно, рассмеется, приметив в картине дежурное сентиментальное напоминание из рубрики «звезды тоже плачут». Кто-то будет искренне рыдать, когда Гага впервые разрежет пространство строчками из песни Shallow. Сам шик уже в том, что лента Купера может вызывать все эти полярные эмоции, которые последний раз, кажется, накатывали такой волной на премьере «Титаника». Что ж: «Звезда родилась» обладает такой же харизмой и напором, чтобы снести всех и вся на ближайшей церемонии «Оскар».