Москва
Москва
Петербург

Вам и не снилось

В павильоне «Радиоэлектроника» на ВДНХ открылась выставка, посвященная процессу производства фильмов. Здесь можно узнать, как в кино имитируют звук битвы на шпагах, снимают сцены с десятками мертвецов и манипулируют зрительским вниманием с помощью монтажа.

Создатели выставки «Вам и не снилось» взялись объяснить, как устроено российское кино, и рассказать историю его производства – от замысла до проката. Сделали они это с помощью десяти тематических зон, каждая из которых представляет или киношную профессию, или этап продакшена.

Неожиданно самая популярная зона – та, что посвящена работе звукооператора. Оказывается, даже сейчас при всех компьютерных технологиях многие звуковые эффекты делаются по старинке – в тонателье, наполненном бытовыми предметами. Тут же на выставке такое ателье и воссоздано: перед экранами, транслирующими отрывки фильмов, разложены материалы, которыми предлагается постучать или погудеть – все это запишется на микрофон и тут же станет частью картины. Так, зрители самозабвенно шуршат полиэтиленом, озвучивая треск сучьев в костре, стучат половинками кокосов по гальке, имитируя стук лошадиных копыт, или звенят друг о друга вилками, чтобы получить звуки битвы на шпагах из «Трех мушкетеров».

Другая интерактивная зона – «Монтаж». Тут в окружении аппаратов для склейки пленок объясняется, как с помощью чередования разных планов и других приемов из сырого съемочного материала получается настоящий фильм. Еще в 1920-е годы режиссер Лев Кулешов понял, что монтаж может полностью менять смысл и настроение кадров: он провел эксперимент, где следом за крупным планом актера Ивана Мозжухина показывал или тарелку супа, или мертвого ребенка, или девушку на диване. Выражение лица актера не менялось, но зрители увидели в нем поочередно голод, скорбь и вожделение.

Попробовать самостоятельно перемещаться между планами можно на представленном в зоне «Монтажа» примере: на видео живописец работает над полотном, а зрителям предлагается переключаться между пятью снимающими его камерами и увидеть общий план, портрет художника или его картину. С каждым следующим переключением сцена выглядит абсолютно по-другому.

Открытия продолжаются в вотчине «Художника». Тут, понятное дело, костюмы: в том числе куртка Данилы Багрова из «Брата» и фраерские клеши Остапа Бендера из «12 стульев». Но самое интересное – это кукольные макеты. С помощью системы motion capture в фильм давно можно «подселить» сгенерированных компьютером существ любой сложности и в любом количестве, но, согласно исследованиям компании Tobii, зрителей все равно больше привлекают лица актеров и реальные предметы, а нарисованные на компьютере миры часто остаются в «слепой зоне». Так, при съемках фильма-катастрофы «Метро» десятки мертвецов в сценах крушения поездов были сделаны с помощью кукол. На выставке эта гора «мертвяков» занимает отдельный стол – одновременно завораживающее и пугающее зрелище.

Оценить правдоподобие результата «Метро» на выставке не получится, зато можно посмотреть десятки других фильмов в зоне «Режиссер» – тут кураторы собрали отрывки из работ культовых отечественных авторов, демонстрирующие их фирменные приемы: долгие монтажные планы Тарковского, быструю смену кадров у Эйзенштейна и мизансцены Параджанова.

А в зале «Сценарист» среди расставленных печатных машинок, на которых были написаны известные сценарии, крутят фильмы: от ужасов до сказок и исторических драм – организаторы показывают разнообразие российского и советского кино. Выходишь оттуда с явной ностальгией. Хочется прийти домой и тут же начать пересматривать «Полосатый рейс», «Белое солнце пустыни» и «А зори здесь тихие» – их архивные афиши провожают посетителей в вестибюле.

15 июля 2016,

Еще по теме

Единомышленники

Единомышленники

Оказывается, российские коллекционеры собирают международных художников-звезд. На выставке в «Гараже» представлены работы Синди Шерман, Джеймса Таррелла, Роберта Раушенберга и еще 13 топовых авторов из российских частных собраний. Сокураторами экспозиции стали четверо посетителей музея с разными формами инвалидности — их и назвали «единомышленниками».

Гид по фестивалю «Форма»

Гид по фестивалю «Форма»

Как за один день ликвидировать пробелы в знании, понимании и, возможно, даже любви к современному искусству? Сходить на фестиваль, в программе которого — концерты, перформансы, лекции и выставка: полный набор для того, чтобы узнать, что происходит в российском арте, и почувствовать себя «в теме». Time Out рассказывает, что стоит посмотреть в первую очередь.

Антонина Баевер: «Я завидую бессмертию молодых»

Антонина Баевер: «Я завидую бессмертию молодых»

Парадокс: на проходящей сейчас в Москве молодежной биеннале нет ни одной выставки про молодость. Ни одной, кроме показанной на «Винзаводе» «Свежей крови». Time Out встретился с ее куратором Антониной Баевер, чтобы поговорить о рейвах, старперах и о том, как угар превращается в искусство.

Места

ВДНХ

ВДНХ

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация