Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом

О выставке

В ГМИИ имени Пушкина привезли работы мастеров Северного Возрождения — отца и сына Кранахов. В экспозиции сотня живописных и графических произведений, в основном на библейские сюжеты.

В ценности работ Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) сомнений никогда не было: его считают одним из трех главных мастеров XVI века — вместе с Альбрехтом Дюрером и Гансом Гольбейном Младшим. Он организовал процветавшую больше ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Произведения Кранаха Младшего (1515-1586), правда, традиционно недооценивали и считали лишь повторениями работ отца. Организаторы выставки решили опровергнуть этот стереотип и показать Кранаха Младшего как оригинального и самобытного художника.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева в раю

История династии живописцев началась в 1505 году, когда молодой Кранах Старший приехал в Виттернберг ко двору Фридриха III Мудрого. Там он стал придворным художником, то есть создавал произведения по заказу курфюрста и живописал повседневную жизнь двора. Кроме того, Кранах брался и за частные заказы: самыми востребованными сюжетами тогда были сцены из Библии и античной мифологии, а также портреты. Трудился художник не один — у него было 10 помощников, выполнявших значительную часть работы. Именно поэтому в подписях к картинам часто указано «Лукас Кранах и мастерская». Дело процветало, и за время существования мастерской было создано около 5 тысяч произведений: количество Венер, Адамов, Ев и Саломей исчисляется десятками, а число Мадонн с младенцами приближается к двум сотням.

Все эти сюжеты нашли место в экспозиции ГМИИ: тут представлены работы по мотивам библейских историй, античные образы и портреты современников Кранахов. Кстати, художники часто выполняли заказы непримиримых врагов: например, создавали гравюры с портретами отца Реформации Мартина Лютера и картины для алтарей кафедрального собора в Галле по заказу католического архиепископа Альбрехта Бранденбургского.

Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)

Произведения Кранахов сохранились не только в Галле и других европейских коллекциях, но и в самом ГМИИ имени Пушкина: одна из главных работ на выставке как раз из его собрания. По «Мадонне с младенцем» (ок. 1522-1523) можно изучать символический мир живописи Возрождения, где каждая деталь исполнена смысла: виноград в руке Богоматери — символ человеческого воплощения Христа, виноградная лоза означает «истинную Церковь», изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников, гора — на духовное возвышение над мирской суетой, а скала — на нерушимость истинной веры. Знамениты Кранахи, правда, стали не из-за символизма их произведений, а благодаря тому, что своим выразительным и экспрессивным художественным языком реформировали немецкую живопись: их отношение к цвету, оригинальная композиция работ и самобытная трактовка образов сильно повлияли на искусство Северного Возрождения и ознаменовали переход от идеалов Ренессанса к маньеризму.