Жизнь и театр Александра Тихомирова
Time Out

О выставке

В ММСИ открылась выставка работ художника, одинаково успешно прожившего две жизни: официальную — главного в СССР автора портретов Ленина — и «подпольную» — создателя экспериментальных работ, никак не вписывавшихся в каноническое советское искусство.

Показывают больше сотни работ Александра Тихомирова — живопись и графику. Time Out разобрался в их главных темах и в том, как они соотносятся с биографией автора.

Баку

Александр Тихомиров родился в Баку в 1916 году и жил там до середины 1940-х. За это время город сильно на него повлиял: из этого места смешения разных религий и народов в живопись Тихомирова пришла общая избыточность его поздних «неофициальных» работ, основная часть которых — чрезвычайно сложные, многосоставные и символичные. В Баку же в 1940-х Тихомиров начал карьеру социалистического художника, вступил в производственно-творческий комбинат и стал ответственным за художественную пропаганду.

Лениниана

В середине 1940-х Тихомиров переехал из Баку в Москву, но постоянный заработок нашел только в 1951 году, когда устроился на работу в московский Комбинат декоративно-оформительского искусства — и довольно скоро начал специализироваться на выполнении монументальных портретов Ленина. И почетно, и выгодно: за счет одного образа Ильича можно было жить, содержать семью и заниматься собственным неофициальным творчеством около полугода.

По большим государственным праздникам ленинскими «ликами» Тихомирова украшали фасады московских зданий. На МИДе, например, располагалась самая заметная из этих работ, портрет Ильича размером 42 х 22 метра. Создавал его художник вручную, расстелив полотно на стадионе «Динамо» и работая огромной кистью. Благодаря успеху этого произведения (его хвалили даже приезжавшие в Москву иностранцы) Тихомирову в обход очереди и правил удалось получить мастерскую, в которой он потом трудился до конца жизни.

Театр

Неофициальное искусство художника с его основными темами — балаганом, театральным закулисьем и лицедеями — главная часть выставки. Сценой автор интересовался с самого начала карьеры — первой его работой в Баку было изготовление рекламных плакатов для городского цирка. Позже в Москве Тихомиров устроился в театр Станиславского и Немировича-Данченко, а с 1960-х начал разрабатывать театральную тему уже в своей неофициальной живописи, сделав ее главными героями циркачей, клоунов, акробатов и актеров. Эти персонажи кочуют из одной картины в другую, превращая выставку в подобие бесконечной пьесы, сюжет которой неясен: все фигуры на полотнах погружены в размышления или полусон, а действие как будто остановилось.

Холокост

Еще в 1910-х Тихомиров пережил погромы в Баку. Хотя художник не был евреем, впечатление осталось до конца жизни: автор вспоминал, как опьяненная бойней толпа громила кварталы и даже ворвалась к ним в дом, который все-таки чудом остался неразоренным. Другое важное воспоминание детства — виселицы в бакинских парках и толпы беженцев, покидающих город. Резня в Баку до прихода Советской власти и тема Холокоста нашли отражение в недавно обнаруженной графике Тихомирова, о которой он никогда никому не рассказывал: листы трех серий, «Холокост», «Освенцим» и «Бабий Яр», передающие переживания отчаяния и боли, были случайно найдены среди бумаг художника несколько лет назад.