Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Художники ВДНХ

Почему современным кураторам стыдно за советских художников?

В последнее время в Москве часто можно видеть радостных колхозников, героев-пролетариев, вождей и ликующий народ, ведь выставки социалистического реализма следуют одна за другой: не успел закончиться «Романтический реализм», как ему на смену пришел смотр художников ВДНХ. В экспозиции — скульптура, живопись и графика авторов, проектировавших и украшавших выставку достижений народного хозяйства с 1930-х по 1950-е годы. Работы Александра Дейнеки, Георгия Мотовилова, любимого художника Сталина Александра Герасимова и еще 17 авторов — каталог образов, показывающих, какими должны были стать советские люди.

«Романтический реализм» сильно критиковали за отрыв от истории: нельзя, мол, искусство по сути политическое показывать просто как красивую картинку, без учета сопутствующих исторических обстоятельств. Создатели «Художников ВДНХ» этот урок усвоили и про контекст не забыли — на выставке достаточно упоминаний того, что все произведения создавались по госзаказу. В то же время кураторы пишут, что заказы правительства авторы начали выполнять «в силу жизненных обстоятельств» и официозные вещи делали «ради карьеры»: виден легкий стыд за то, что выдающееся искусство существовало во имя советской власти. Кажется, это наследие традиций советского интеллигентского искусствознания, согласно которому настоящий творец почему-то не мог работать на власть, зато обязательно должен был быть поборником морали и борцом (пусть тихим) против диктатуры. 

Впрочем, в текстах к выставке приведены и цитаты самих художников, которые, кажется, смущения из-за идейной направленности своих работ не испытывали. Например, один из главных соцреалистов Дмитрий Налбандян, долгие годы изображавший утопию, говорил: «Я художник, отображаю, что вижу», — а Аркадий Пластов писал: «Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу». 

Так что с выставкой получается палка о трех концах: с одной стороны, успеха все художники ВДНХ добились благодаря альянсу с властью, и кураторы это признают, с другой — все-таки этого стесняются, а с третьей — их работы гордо выставляют (хорошие ведь). Получается, главная идея соцреализма — заменить реального человека на его идеальный образ — жива до сих пор. Только теперь идеалом становятся не персонажи картин, а их авторы: рассказ о судьбах художников превращается в повесть о людях с высочайшими моральными качествами, которые, по версии кураторов, не могли искренне верить в идеал тоталитарной власти, а если и верили — ну что же, значит, заставили.

10 декабря 2015,

Еще по теме

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация