Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура | Time Out

Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура

Выбор Time Out
Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура

О мероприятии

Завершающий том монографии о важнейшем художнике советской эпохи посвящен самым известным его работам, которые можно увидеть, например, на станциях метро.

Самый полный свод произведений важнейшего, талантливейшего художника советской эпохи завершен. Три увесистых тома встали на полку. Никакое другое посвященное Дейнеке издание не может сравниться с ними — ни качеством, ни исчерпывающим вниманием к самым разным сторонам творчества героя, ни дизайнерскими изысками. Проект не ограничился трехтомником — в его рамках состоялись две выставки: великолепная римская и крайне неудачная московская — в Третьяковской галерее; а завершился он ночным праздником в ностальгическом духе на знаменитой в том числе и мозаиками Дейнеки станции метро «Маяковская».

Значительно более спокойная по дизайну, чем два предшествовавших тома, с обложкой, напоминающей нехудшие советские образцы, книга посвящена самым известным работам художника: можно не знать его замечательную графику, не добрести до залов с великолепной живописью, а вот мозаики на станциях метро не видят лишь те, кто под землю не спускается. Увы, не всем проектам столь повезло — многие так и остались в эскизах, другие были разрушены или недоступны для обозрения. Монументальные вещи почти так же хрупки, как живой художник, — пережить его удалось единицам. Этой тонкой материи — выживанию творца под тоталитарным прессом — посвящены почти все тексты третьего тома, за исключением сосредотачивающихся на конкретных проектах узкоспециальных.

Взлеты и падения, претензии госкомиссий, неожиданные увольнения, престижные зарубежные командировки бегло, местами невнятно описаны в открывающей книгу биографии. Развивает сюжет позаимствованный из каталога итальянской выставки текст Кристины Кэр «Александр Дейнека. Советское искусство в биографии одного художника». В разделе «Прямая речь» собрали несколько эссе искусствоведов и художников, рассуждающих о судьбе угнетаемого властью таланта, важности и сложности переоценки советского наследия, подъеме интереса к соцреализму, преемственности и соблазнах, культурных стереотипах… Среди довольно общих суждений — частью жестких, частью сочувственных — выделяются трогательные записки ветерана-нонконформиста Юрия Злотникова, для которого личность и работы художника значили много больше, чем для людей следующего поколения. На этом фоне видно, что одну из обозначенных программой задач — актуализацию творчества художника — решить не удалось. Практически все — и теоретики, и практики — оставляют ее решение будущему.

Билетов не найдено!

Закрыть