Москва
Москва
Петербург

100% Иваново. Агитационные ткани, эскизы к ним и плакаты 1920-х-1930-х годов из собраний музеев Москвы и Иваново

В Музее современной истории России открылась замечательная и необычная выставка, посвященная знаменитым агитационным тканям Иваново-Вознесенской мануфактуры.
Ткань, которую мы в своей жизни почти не замечаем и принимаем

как должное, в раннесоветские годы была настоящим героем на фоне
революций и войн. Ткань должна была переделать мир, начиная с самых
мелочей, и для этого в Иваново была создана огромная мастерская-
лаборатория во главе с художником Сергеем Бурылиным. Этот мастер
утопии, вроде Малевича в текстильном производстве, вместе с учениками
искал возможности увидеть декоративную красоту в аэропланах, тракторах
и противогазах. Он выдумал и особенный шифр агитационного кода.
Переплетенные пятерки и четверки означали призыв выполнить пятилетку
в 4 года: ученики разрабатывали свою символику, связанную с авиацией,
комсомолом, электричеством и так далее. Иногда появлялся и текст
- политические аббревиатуры элегантно сквозили в букетах роз или
индийских «огурцах».

Имело значение и то, для чего ткань предназначалась. Дизайнерский
расчет так поражает, что многие проекты кажутся сделанными вчера:
например, ткань на женский платок с небольшими мотоциклами, или
занавесочный тюль под названием «утро новой жизни». Сегодня, в
цифровую эру, когда снова растет интерес к орнаменту и ткани, выставка
может служить полноценным учебником для шрифтовиков и журнальных
иллюстраторов. Жаль только, что сегодня ивановские ситцы воспроизвести
без потери качества невозможно — само плетение ткани стало гораздо менее
плотным. Но на бумаге они выглядят прекрасно.

Увы, агитационные ткани в двадцатые годы носились очень мало и
неохотно. Может быть, выглядели слишком ярко, может быть — слишком
интенсивно навязывались властью, как картошка при Екатерине. И
все же ничего другого в массовом производстве не было, а потому за
следующие полвека от ивановской красоты ничего не осталось, кроме

эскизов. «Мы кинули клич, — рассказывает Ирина Остаркова, руководитель
Программы «Первая публикация» — несите в музей любую старую одежду:
но нашлось только одно пальто с частью подкладки, лента на шляпке и
рубаха из коллекции московской художницы — Ирины Затуловской».

Вообще история создания книги и выставки почти детективна.
Все началось с того, что на пару лет назад на Ивановской мануфактуре
сотрудники отыскали т.н книгу выклеек — то есть, большой каталог, куда
вклеивались небольшие образцы тканей с точными датировками, именами
авторов эскиза и другими данными (например, о том, шла ли ткань на
экспорт и если да, то куда). Теперь эта книга целиком опубликована и
прокомментирована, и любой коллекционер и музейный работник может
по ней определить, что же хранится в его собрании. За ней — другая
находка: «бортовой журнал» одной из художниц бурылинского круга. Рядом
на выставке эскизы логотипов, «раскладушки» образцов, металлические
валики для печати рисунков (часть из них тоже была «репрессирована» — в
30-е гг. с них сбивали портреты Троцкого, который, оказывается, был очень
популярным мотивом для ситца).

Итак, огромная часть нашего искусства и истории высветилась
сильнейшим прожектором. В России широкий зритель только сейчас
начинает вспоминать и ценить грани истории 20-30-х гг, связанные с бытовой
культурой. Что до людей искусства, то выставка дает им возможность прямо
сейчас увидеть производство ткани как огромное и совершенно не занятое
поле художественного действия!

15 апреля 2011,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация