Москва
Москва
Петербург

Сердце искателя приключений

u u u u u Мнение редакции

Эрнст Юнгер. 1895-1998. Столько люди не живут, особенно такие. Единственный немецкий писатель после Гете, дважды издававший свое полное собрание сочинений в 18-ти томах. Выдающийся политический мыслитель 30-х годов XX века, автор трактата «Рабочий», оказавшего огромное влияние на мировую «правую» мысль. Один из последних немецких фантастов, автор «Гелиополиса» и «Стеклянных пчел». Путешественник, энтомолог, любитель древностей. Великий мемуарист, автор многотомных дневников. Благо, было что вспомнить: Юнгер — профессиональный военный, офицер, прошедший две мировые войны. Побывал и в Париже, и на российском Кавказе. Возможно, он был частью той силы, которая способствовала крушению Веймарской республики. Но фашизм Юнгер не принял, Гитлера презирал, был близок к кругам правого антифашистского сопротивления, за что поплатился изгнанием из армии и запретом на публикации. После войны этот запрет был возобновлен оккупационными властями. В этом отношении Юнгер разделил судьбу других своих великих соотечественников — таких, как Мартин Хайдеггер и Карл Шмидт.

«Сердце искателя приключений„ — небольшая книжка, выполненная в почти исчезнувшем ныне „жанре впечатлений“. Законы этого прихотливого жанра требуют от автора точности, занимательности и безупречного владения стилем: читатель должен быть захвачен обаянием чужих переживаний, нырнуть с головой, иначе автор старался зря.

Это вязь причудливых рассказов обо всем и ни о чем конкретно: поводом к очередному впечатлению может быть книга, новый ландшафт, красивая редкая вещь, сон, случайная мысль — да что угодно. Юнгер берется именно за „что угодно“: эссе о мясных лавках, машинах, мифологических животных, пытках, абрикосах, Достоевском. Маленькие, на две-три странички, тексты устроены, как китайские орешки: снаружи золоченая скорлупка, картинка или история, внутрь вложена мысль. Иногда — отточенный афоризм, иногда — туманное нечто, настраивающее читателя нужным образом. В наши дни это искусство утрачено, подобно секретам мастеров Возрождения, — наблюдательность вообще перестала цениться, а все хорошие стилисты устроились в рекламные агентства. Поэтому наслаждайтесь: такого больше не делают.

Что касается идейного наполнения книги, оно становится ясным далеко не сразу. В первом издании „Сердца“ (1929) автор перемежал сны и видения политическими агитками в брутальной стилистике „консервативной революции“. Второе издание (1937), переведенное издательством Ad Marginem, полностью переработано. Агитация и назойливые призывы к действию сменились созерцательностью. Юнгер ничего не предлагает — он только показывает, как может видеть мир человек его склада ума и духа. Здесь он бывает необычайно меток и точен. Например, в крохотном эссе „О музеях“ упоминается „милорд“, который живет за счет туристов, посещающих его замок. “Вот здесь-то, — резюмирует автор, — и получаешь представление о власти демократии. Она дает милордам на чай„. Эта фраза, собственно, итожит последние столетия истории европейской аристократии. Однако ничем не хуже этого историософского mot замечание об орхидеях, о которых “нужно писать, как об актрисах», или замечания о слепых и их отношении к свету. Читателю предлагают не соглашаться или спорить, а просто посмотреть и, может быть, восхититься красотой пейзажа, открывающегося с избранной автором точки зрения. Что, возможно, подтолкнет кого-то к тому, чтобы эту точку зрения в чем-то разделить, а то и принять.

Можно, конечно, подобрать этой точке зрения какое-нибудь название. Сам Юнгер называл это «магическим реализмом» — в 30-е годы эти слова еще не утрамбовались в слоган. Речь идет о восприятии мира как системы знаков, где каждая пылинка — еще одна запятая в книге жизни.

Разумеется, не обходится и без намеков на актуальные для автора события, в том числе политические. Некоторые из них расшифрованы в блестящем послесловии переводчика Александра Михайловского.

Эта книга — не шкатулка с драгоценностями ума, а ключ к шкатулке. Прежде всего — к другим книгам того же автора, а может быть, и к той эпохе — к европейской ночи, озаренной вспышками орудий двух великих войн. Эта книжка не сможет нам объяснить, за что воевали и как жили европейцы. Но она сообщит нам, как лучшие из этих людей умели видеть и слышать, а это дорогого стоит.

13 октября 2005,
Сердце искателя приключений
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация