Москва
Москва
Петербург

Убежище 3/9

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Роман-притча, пророчествующая приход в Россию Царства тьмы.

В прошлом году молодая журналистка Анна Старобинец, редактор отдела культуры делового журнала, выпустила книгу рассказов "Переходный возраст" и сразу заявила о себе как о писателе. В своем дебютном сборнике она не просто пересаживала на московскую почву приемы классического хоррора, но и успешно прививала их русской литературе. Ее истории про муравьев в наших головах заставляли вспомнить не только о папе-Кинге, но и о дедушке-Гоголе и даже о двоюродном дядьке-Достоевском. Теперь, в дебютном романе, Старобинец пошла еще дальше. Она фактически придумала Апокалипсис от Афанасьева - именно составителю знаменитого трехтомника русских народных сказок она обязана и интонацией, и всеми своими персонажами. В мужестве Анне не откажешь: роман-притча - жанр, по определению имеющий сомнительные шансы на популярность. Условные характеры, схематичный сюжет - тяжкая ноша, которую вынужден нести сочинитель, пожелавший идти путем развернутой метафоры.

Итак, жили-были в современной Москве Мария и муж ее Иосиф. И был у них сыночек Яша. Попросился как-то мальчик гулять в Чудо-град - парк аттракционов - и сразу же побежал в строение 3/9 (читай: тридевятое царство), в котором размещалась Пещера ужасов. А там с креслица упал, тут и дух из него вон. Но не полностью: ребенок пережил трепанацию черепа, стал дурачком-овощем и приобрел способность перемещаться между нашей Явью и параллельной ей темной Навью. В Яви Яша прикован к койке в детдоме для даунов, куда его сдала отчаявшаяся мать, а в Нави он Иванушка, воспитанник Бабы-яги. А также мессия, призванный осушить реку Смородину (аналог греческого Стикса в русском фольклоре), сломать кощееву иглу, подвести к концу изолгавшийся мир людей и дать свободу Нечистым.

"Убежище 3/9", при всей своей мифологичности, выстроено просто и стройно: всякое ружье непременно стреляет, всякая гротескная старуха в парике непременно оборачивается Бабой-ягой. И не просто Ягой, а злым гением обоих миров - колдуньей Люсифой. Она улучила момент, когда отравленный диоксином президент России находился в состоянии клинической смерти (то есть пребывал в Нави), и превратила его в пустоглазого зомби. Пока политик-марионетка бубнит по телевизору свое, она под видом то переводчицы, то пресс-секретаря вещает свое, страшное, ссоря чужих, гипнотизируя своих и приближая Апокалипсис.

Автор пригоршнями черпает водицу современной отечественной прозы. Ведь ожидание неизбежного краха страны - одна из наиболее актуальных и раскрученных за последние несколько лет тем. "Убежище" не только обогащает ее новыми красками, но и отчасти закрывает. Трудно придумать сценарий изощреннее, напророчествовать приход в Россию Царства тьмы нагляднее, чем в форме страшной сказки. К тому же роман исполнен как звонкий, виртуозный в своем глобализме фьюжн, не хуже "Одиночества 12" Ревазова. Тут тебе и фольклорные герои в современном обличье, и христианская подкладка, и антихрист из телевизора. Хотя это и не сатана вовсе, а так, дура полоумная. Когда у Иванушки-дауна ломается в вене игла, вся фольклорная нечисть отправляется туда, где и место картонным пугалам - в городской парк аттракционов. Мастерская эксплуатация ужасов завершается полной их девальвацией. Будем жить.
4 апреля 2006,
Убежище 3/9
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация