Москва
Москва
Петербург

Футуризм. Италия-Россия. Радикальная революция

К 100-летию движения выставку из почти 300 произведений собирают по 30 частным собраниям и музеям.

Выставку кроят примерно по тем же лекалам, что и памятную экспозицию Пушкинского музея про Сезанна и русских сезаннистов: великий француз был представлен работами выдающимися, его российские последователи — довольно невнятно, произведениями разных лет разного качества.

Увидеть в Москве итальянских футуристов — большая и редкая радость. Да что итальянцы — у нас и российского отца футуризма Давида Бурлюка произведений сохранилось раз, два — и обчелся.

Даже до революции, в годы бурного подъема искусства, в отличие от тех же французов, которых и показывали и покупали активно, итальянцы были известны у нас больше манифестами и литературными трудами — переводили все и сразу. В результате — произведений Джакомо Баллы, Джино Северини, Умберто Боччони, Карла Кары в наших музеях практически нет. Выставку из почти 300 произведений собирают по 30 частным собраниям и музеям — в их числе Национальная галерея современного искусства (Рим), Муниципальное собрание современного искусства (Милан), Музей современного искусства (Нью-Йорк), Израильский музей (Иерусалим). Соорганизатором выставки выступил Музей современного искусства Тренто и Роверето (Италия). Пушкинский музей нечасто идет на такие подвиги.

Отсутствующую футуристическую реальность в России с энтузиазмом заменяли ее смелыми преломлениями — в результате посетивший Москву предвоенной зимой 1914 года отец футуризма Маринетти был немало удивлен русскими трактовками своего учения и его популярностью. Буквально все новаторы, устраивавшие выставки, чтения, акции и публичные безобразия, в России гордо именовали себя футуристами. Так что в общественном сознании искусство будущего сливалось с артистическим хулиганством, а в искусстве на долгие годы стало самоназванием русского авангарда. Зато изложенный в знаменитой «Пощечине общественному вкусу» призыв «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности» и сейчас не потерял актуальности — особенно среди учеников средних школ.

Отправившись на поиски стилистических соответствий (сдвиги плоскостей, наплывы, изображение объекта в движении наложением «раскадровок»), кураторы должны были ограничиться относительно небольшим периодом времени. Преклонением перед машинами и скоростями русское искусство переболело слишком быстро — для больших художников период составил года два. Правда, все свои беспредметные опусы до революции они показывали на выставках, которые называли «футуристическими». А главными нашими футуристами были не художники, а поэты — Маяковский и Хлебников. Для России слово всегда важнее дела — в отличие от Италии. И за 100 лет мало что изменилось.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация