Группа "Гнездо"

О событии

История группы, которую можно поместить в книгу "Как стать знаменитым художником, не совершив ничего особенного".

История группы, которую можно поместить в книгу «Как стать знаменитым художником, не совершив ничего особенного».

Группу «Гнездо» никто не создавал — манифестов не писал, программных заявлений не составлял. Без всякого плана завоевания мира трое юношей неприглашенными явились на выставку, наспех сплели из веток некое подобие гнезда и уселись в нем, прикрепив табличку «Идет эксперимент». Год на дворе стоял мрачный — 1974-й, художникам-нонконформистам первый раз разрешили официально выставить свои работы в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ. Поэтому главными недовольными стали как раз мастера неофициального искусства, которые пребывали в необыкновенном возбуждении оттого, что их работы, наконец, увидят люди. Молодых оторванцев порадовало само место первой манифестации неофициального искусства, поэтому они и пристроились высиживать яйца. И с того момента просыпались знаменитыми еще лет пять — вплоть до естественного самораспада группы, получившей название по тому самому знаменитому «Гнезду», возле которого встречались влюбленные парочки и в гостеприимных недрах которого тихо дремали заснувшие гении.

И на короткий промежуток времени Донской — Скерсис — Рошаль стали поп-фигурами. Большей частью потому, что ни к какой зауми наклонности не имели, а каждую их акцию легко было рассказать как короткий анекдот. Художники оказывали «Помощь стране в выращивании хлеба» (1976) — пахали землю в Подмосковье посредством дурацкого самодельного плуга. В рамках налаживания международных отношений копали яму в сторону США («Будем на метр ближе», 1977). Выступили зачинателями экологического движения, устроив «минуту недышания» («В защиту окружающей среды», 1978). По-доброму поздравили страну с всемирно-историческим ХХIV съездом КПСС, завязав «24 узелка на память», и свой любимый СССР — накопив «60 ногтей на память. К шестидесятилетию советской власти» (1977). Не забыли и героев-диссидентов, изготовив из сахара рельеф, соответственно, академика Андрея Сахарова, а из соли — писателя Александра Солженицына. Здесь придется напомнить, что в интеллигентных кругах того времени можно было шутить над чем и кем угодно. Кроме Сахарова и Солженицына.

Это изделие прихватили с собой сотрудники КГБ во время очередного обыска. По достоверным данным, исключительно для того, чтобы поправить столь необходимое в их сложной работе зрение — объект предназначался для лизания слепыми людьми. Естественно, что для воссоздания исторического и культурного контекста на выставке объект будет восстановлен силами единственного уцелевшего участника группы Виктора Скерсиса. Геннадий Донской, увы, куда-то сгинул. А Михаил Рошаль, главный в этой компании заводила и каламбурист, год назад скоропостижно умер. Его «постгнездовому» творчеству будет посвящен специальный раздел выставки, в частности там будут показаны съемки сожжения автобуса в рамках борьбы с терроризмом на «АртКлязьме».

Рошаль сотоварищи со своими легкими, необязательными, добродушными до желчности шутками породили целую серьезную традицию — от «Митьков» и «Мухоморов» до раннего Осмоловского и галереи в Трехпрудном переулке. В современной ситуации эта технология стала совсем давней историей, вроде футуризма. В художественной практике не применяется.

Понятное дело, что ни образ жизни, ни наплевательское отношение к окружающему миру, которое практиковали члены группы «Гнездо», никак не содействовали ни тщательной документации совершенных действий, выходок и безобразий, ни архивации поступающего художественного материала. Тем не менее оказалось, что и сохранившихся документов хватает на хорошую и полноценную выставку. Для поклонников фильма «Асса» покажут знаменитый «Железный занавес», висевший в комнате Бананана. Теперь это достояние РФ, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Спецпроект

Загружается, подождите ...