Интервью с группой "Ундервуд"
Музыка и клубы

Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко, «Ундервуд»: «Искусство исцеляет и поддерживает, если ты благодарно к нему относишься»

Екатерина Соловей   28 ноября 2022
11 мин
Максим Кучеренко и Владимир Ткаченко, «Ундервуд»: «Искусство исцеляет и поддерживает, если ты благодарно к нему относишься»
Фото предоставлено пресс-службой группы «Ундервуд»
В преддверии петербургского концерта мы пообщались с основателями «Ундервуда» Максимом Кучеренко и Владимиром Ткаченко и расспросили их и о новом альбоме, и об ощущении времени, о немузыкальных увлечениях и даже о детях. Разговор получился интересным – о событиях, зеркалах и смыслах. Все как мы любим.

ПРО ТВОРЧЕСТВО

Расскажите о программе концерта-презентации в клубе «Космонавт». Покажете ли песни из нового альбома?

Максим Кучеренко: Все наши силы в последний месяц были брошены на то, чтобы новый альбом зазвучал со сцены. Технологии живого звука на концертной площадке предполагают несколько другой звук и энергетическую подачу.

Фото предоставлены клубом «Космонавт», автор — Юлия Артемьева

Появляется плотность, масштабность и звуковое давление. Скажу вам по секрету: эта версия наших новых песен в концертном звуке нравится мне больше. Мы с Владимиром создали альбом подвижных музыкальных и смысловых структур, в каждом номере «сидит» своя пружина и толкает нас на активную сценическую героику.

11.11 вышел ваш новый альбом «За горизонтом», а днем ранее Владимир отметил 50-летие. Удалось ли отметить и какие темы для вас сейчас ключевые? О чем хочется говорить?

Фото предоставлено клубом «Космонавт», автор – Юлия Артемьева

Владимир Ткаченко: Да, отметил. Не очень-то и хотелось. Друзья уговорили. Сказали, мол, 50 лет раз в жизни бывает. А меня уговорить несложно.

Ключевая тема сейчас одна, но о ней и говорить тяжело и молчать трудно. У каждого слова и у каждого молчания есть своя цена. Немногословен лишь тот, кто знает силу слов, особенно в это время. Я знаю цену своему молчанию, и она весьма высока.

Для вас важны рецензии, отзывы коллег по цеху, друзей, кого-то еще, вы показываете кому-то материал до официального релиза, советуетесь?

Владимир Ткаченко: Да, важны. Причем не всех, а некоторых. У меня есть коллеги сонграйтеры и музыканты, с которыми я давно дружу. Их мнение мне важно. А мнение остальных сонграйтеров и музыкантов мне не так интересно. Я показываю материал, конечно, тестирую песни. Есть некая фокус-группа и есть я, потому что своему мнению я тоже доверяю. Отзывы от многих друзей пришли сразу. Они носили восторженный характер. Отзывов от коллег не так-то просто добиться, потому что творческие люди, как правило, заняты самими собой и своим эго. Я это понимаю. Я такой же.

Максим Кучеренко: Альбом создается в кругу компетентных лиц, которые имеют отношение к многолетнему саунд-продюсированию и хорошо понимают, как работает музыкальный трек. Еще они точно знают, как наш авторский голос и, простите, нерв инсталлировать в звуковое полотно. Все эти важные люди – это собирательный «Рик Рубин». Среди них как наши постоянные аранжировочные соавторы, такие как Корней, так и люди из других стран и даже академические преподаватели кафедры звукорежиссуры. По первым  откликам альбом получился целостным, и все номера находятся в смысловом и звуковом сцеплении друг с другом.

 

ПРО ВРЕМЯ

Популярный некогда тренд «здесь и сейчас» столкнулся сегодня с отрицанием – «не хочу здесь и сейчас», хочу убежать – от собственных мыслей, переживаний и т.д. (каждый «бежит» по-разному). В чем вы видите эмоциональный выход в такой ситуации?

Владимир Ткаченко: великий психиатр Виктор Франкл, переживший нацистские концлагеря, уверял, что человек может быть по-настоящему свободен, поскольку у него всегда есть возможность выбрать реакцию на то или иное событие. Он знал, о чем говорил. Мне сейчас не на что больше опереться в жизни, кроме как на это высказывание. За последние 9 месяцев, если бы не Виктор Франкл, я бы сошел с ума. Важно помогать родным и близким, чем я с удовольствием и занимаюсь.

Как вы для себя решаете вопрос поиска необходимых ответов/ опоры в непростое время? Какую роль в этом играет творчество?

Владимир Ткаченко: Все ответы есть в бестселлере «Библия» малоизвестного, но талантливого автора. Я перечитал недавно все четыре Евангелия. Много думал. Особенно меня озадачила притча о смоковнице, которая не накормила Иисуса своими плодами в марте просто потому, что в марте она не плодоносит. За это она была проклята Иисусом и засохла. Может быть, мне кто-нибудь объяснит, почему? Там чуть ниже идет пояснение, но оно довольно путаное.

Недавно пересматривали квартирники с участием Виктора Цоя, и появилась ностальгия по тому времени, времени откровений. «Витюша, спой нам что-то из нового» говорил голос за кадром любительской съемки, он пел – и все уважительно слушали, а потом обсуждали. Что сегодня, на ваш взгляд, способно стать откровением?

Максим Кучеренко: Я не поддерживаю идею, что искусство должно быть обязательно только откровенным и исповедальным. В большей степени я поддерживаю идеи соц-арта, в котором окружающие бытовые реалии становятся тиражным артефактом творчества. Есть масса бытовых вещей, красиво озаряющих творчество. Цой не был доминантой моего периода становления. Но польза Цоя в следующем: он – икона Ленинградского рок-клуба советского периода, интеллектуальной вершиной которого был Сергей Курехин. Через него ищущая юная душа откроет много всего, как через Маяковского мы, например, открывали футуристов – от Бурлюка до Маринетти. А где футуристы, там и сюрреалисты, и пошло поехало. Сегодня гораздо проще в этом ориентироваться.

В беседе с журналистами вы как-то высказались о тотальной усталости: «Общество нуждается в заботе и покое. Человек наш устал. Поколение, пережившее перемены, не имеет энергии на новые революции». Не можем не согласиться: когда ты уже пережил диссонанс 90-х, качающий от танков на Красной площади до малиновых пиджаков и от талонов до изобилия первых супермаркетов, а после этого ряд экономических кризисов, да и собственный кризис среднего возраста, зачастую уже не ждешь перемен. Но они нас все же догнали… А сил нет. Что делать?

Максим Кучеренко: В вашем вопросе сформулирован главный динамический закон нашего общества. Его можно охарактеризовать как закон «миража» или «мерцающего горизонта». Действительно, мы живы и дееспособны, и каждый в России может идти своим путем, благо места много. Но нужно помнить, что система обманчива: она не защищена от хаоса, который способен обесценить твои труды и старания. Я это понял лет в 20, и мой выбор – это актуальная культура. Там всегда подвижные, оторванные от материального мира люди и главное – там всегда есть смыслы. Поэтому название нашего альбома «За горизонтом» можно интерпретировать как движение по собственному навигатору без ориентировки на мерцающие миражи горизонта.

 

ПРО ПЛАНЫ

Не можем не спросить, извините, издержки профессии: какими видите себя, свой коллектив через 5–10 лет? Есть ли какие-то творческие задачи, которые не дают покоя и требуют реализации?

Владимир Ткаченко: Учитывая нынешнее время, невозможно загадывать, что будет через 5–10 лет. Возможно, я останусь в профессии, а возможно, ее придется сменить. Паруса жизни пока разорваны. Сейчас шторм, цунами, и главное в этом шторме – не только выжить, но и сохранить человеческое лицо.

Фото предоставлены клубом «Космонавт», автор – Юлия Артемьева

Максим Кучеренко: Группу «Ундервуд» нельзя назвать брендом, который занимается стратегическим планированием. Но есть ощущение, что мы куда-то идем. Еще можно добавить, что наша задача – определять музыку левого мейнстрима в настоящий момент времени. Авторы, подобные нам, выполняют функцию отзеркаливания. Степень кривизны зеркал зависит, конечно, от нас, от наших музыкальных и немузыкальных метафор, и эту ответственность мы оставляем за собой. Потому что от типичных самих себя в нормальном зеркале все мы устаем. Для этого существует масс-маркет в музиндустрии, где все между собой до боли похожи.

Читали ваши старые заметки в ЖЖ, и это навело на мысль: вам же надо писать еще и прозу! Очерки, рассказы. Короткие.  Емкие. Чехов. Зощенко. Есть ли время и, главное, желание на такие эксперименты?

Фото предоставлены клубом «Космонавт», автор – Юлия Артемьева

Максим Кучеренко: Спасибо за комплименты. Последний год я – регулярный колумнист журнала «Русский Пионер». Это единственный литературно-художественный журнал, в который пишут актуальные российские писатели, а также знаменитости прочих тонких сфер. Там бок о бок публикуются Слава Полунин, Виктор Ерофеев и даже Маргарита Симоньян. Это литературный водопой, в котором исключены разборки наших социополитических джунглей. Каждый номер журнала посвящен одной теме. Среди прочего были: мистицизм, деньги, клятва.

Владимир Ткаченко: У меня нет ЖЖ. А вот телеграм-канал есть. Он называется «Между кубэйсом и вордом». Я, правда, туда давно ничего не писал, и рассказов в том числе. Потому что рассказы мои были большей частью о Херсоне. Когда все закончится, я, наверно, опять начну писать что-то, как вы говорите, короткое и емкое. И хочу, чтоб это были веселые рассказы.

Вы ведь развиваете себя не только в рамках «Ундервуда» и поэзии, чего бы вам хотелось достичь на другой стезе?

Владимир Ткаченко: Да, я планирую развивать свой сольный проект. Рабочее название его «Заскобкой». Мы вдвоем с Корнеем (Владимиром Корниенко) там играем и поем. Кроме того, хотелось бы еще заняться своим мюзиклом «Человек-Лук». Мне кажется, он потихоньку проходит проверку временем.

Максим Кучеренко: Когда появился «Ундервуд», в Москве я уже реализовался как врач в белом халате и как консультант по развитию организаций, получив второе образование в области гештальт-психологии (по первому образованию Максим – врач-психотерапевт, а Владимир – анестезиолог-реаниматолог – прим. ред.). Параллельно я почти 10 лет был сотрудником тренинговой компании, учил людей, развивался сам, выстраивал свой музыкальный бренд. Кроме того, за последние 10 лет я разработал и внедрил практикум развития голоса. Он связан с развитием личной  энергетики и харизмы и продавался в большие организации, включая «Альфа-Банк». На протяжении 8 лет с другими «звездными волонтерами» сопровождаю детскую медико-реабилитационную программу «Лига мечты» как партнер и ведущий мастер-классов. Еще вовлекался в театральную постановку на роль Эзопа, репетировал и даже придумал себе маску, но не срослось. Зато Севастопольский театр юного зрителя реализовал постановку, в которой я выступил автором идеи.

Ах, да, чуть не забыл: еще я партнер Клуба путешествий Михаила Кожухова, участник восьми регат совместно с Владимиром и четырех авторских путешествий. Кстати, с Владимиром мы подготовили мастер-классы по поэзии и голосу, которые повезем в Стамбул в канун «Тотального диктанта» в рамках нашего концерта. Короче, когда у тебя трое детей, сложа руки, не посидишь. Работать надо.

 

ПРО ПРИЯТНОЕ

Дети – бесконечный источник движухи и во многом смысл этой движухи. Чему, вы считаете, важно их научить?

Владимир Ткаченко: В воспитании я очень ценю трудолюбие, умение сосредоточиться и стремление к самообразованию.

Есть смысл что-то детям запрещать? А если не запрещать, как сформировать границы, которые важны для ребенка? Поделитесь родительской мудростью.

Максим Кучеренко: Мы существуем в мире, в котором работает множество законов, которые можно на детском языке описать как «что такое хорошо и что такое плохо». Роль родителя занудная и подробная – нужно транслировать эти законы. Одна из сложных задач – научить ребенка эффективно общаться и легко браться за любую работу. Михаил Жванецкий как-то рассказывал, что он своему сыну говорил, мол, «имей совесть и делай все, что хочешь». Вроде бы все понятно, но одновременно и нет. Поэтому я стараюсь быть подробным родителем и способствовать любому семейному досугу. С одной стороны я – зануда, с другой – папа-весельчак. Однажды я услышал незабываемое: «Главное, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать». Позитивный, понятный, поддерживающий мир внутри семейных отношений организует счастливого человека.

Владимир, чем занимается ваша дочь? Музыкальная школа, танцы? Что ей интересно?

Владимир Ткаченко: Да, у Сони музыкальная школа. Еще плавание и английский. Танцы будут, когда закончит музыкальную школу. Потому что времени на все не хватает. А вообще ей интересно браслеты из бисера плести. Дико трудное занятие.

Как ваши дети оценивают ваше творчество? Какие песни у них любимые? Ходят ли на ваши концерты?

Фото предоставлены клубом «Космонавт», автор – Юлия Артемьева

Максим Кучеренко: Мои дети слушают весь «Ундервуд» и стараются попасть на каждый концерт, если он в ближайшем доступе. Я думал, зачем им это, но, видимо, каждый раз это волшебство перевоплощения: папа – и тут он опа и на сцене. Мне это очень приятно. В общем, я как родитель имею выгодную позицию: среди одноклассников моих детей подобное не встречается, а детям любопытно. Мне радостно, что моя старшая дочь владеет и голосом, и фортепиано, и гитарой. Искусство исцеляет и поддерживает, если ты благодарно к нему относишься. А ремеслом оно может стать по желанию и по стечению обстоятельств. И это отдельная история.