Творчество Бориса Гребенщикова: краткое содержание

Перед традиционным рождественским концертом, который пройдет 19 декабря в Петербурге в концертно-спортивном комплексе «Сибур Арена», пробежимся по творчеству живой легенды русского рока в формате краткого изложения.

Когда-нибудь о жизни и творчестве Бориса Борисовича Гребенщикова будут рассказывать в школе на уроках литературы. Чтобы вы могли уже сейчас подготовиться или подготовить своих детей, мы составили краткое содержание творческого пути мессии русского рока.

Охватить весь его в одной публикации возможно только в таком формате, по которому многие в свое время изучали знаменитую эпопею Льва Николаевича Толстого. Заниматься гитарой Борис начал еще школьником – в 1968 году. Первыми заученными аккордами стала песня «Ticket to Ride» The Beatles. Да и собственные песни будущий герой русского рока сначала писал на английском.

Творчество БГ давно плотно изучено и поделено на этапы. Все или почти все они связаны с группой «Аквариум», которую сам Борис Борисыч однажды сравнивал с Wailers Боба Марли, мол кто играет со мной эту музыку – тот и есть «Аквариум». Основал его Борис с другом Анатолием Гуницким летом 1972 года.

До середины восьмидесятых группа оставалась полуподпольной, делая домашние записи и изредка выезжая в другие города. Два года поэтическо-музыкальный проект занимался «ребячеством»: дальше репетиций почти не заходило, первый концерт дали в 1973 в Зеленогорске, пили портвейн, по признанию самого мэтра, и играли на свадьбах.

Доисторический «Аквариум»

В 1974 году у коллектива появляются первые «студийные» записи. В начале года записали на бытовую аппаратуру «Искушение святого Аквариума», затем «Менуэт земледельцу», утерянный в веках. Третий альбом «Притчи графа Диффузора» записали годом позже.

Всё больше играли по паркам и скверам, да на ступенях Инженерного замка. В 1976 году начинаются регулярные концерты – на первом празднике музыки The Beatles, в Таллинне на фестивале популярной музыки. Здесь, кстати, знакомятся с Андреем Макаревичем, а годом позже добрую половину группы забирают в армию – Дюшу Романова и едва появившегося Александра «Фагота» Александрова.

По этому случаю Гребенщиков пишет сольный «С той стороны зеркального стекла», а ещё через год – совместный с Майком Науменко «Все братья — сёстры», который, по-сути, и можно считать первым полноценным альбомом коллектива, а не неких ноунеймов.

Весна 1980 — после выступления на Тбилисском рок-фестивале, где «Аквариум» впервые громко заявил о себе в рок-тусовке. БГ исключают из комсомола, снимают с должности младшего научного сотрудника, увольняют с работы. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма, инцеста и в непристойном поведении. Что еще нужно, чтобы с размаху взлететь на иконостас перестроечных рок-бунтарей?

Исторический «Аквариум»

В 1981 выходит первый «Синий альбом» «Аквариума». Группа входит в только что образованный Ленинградский рок-клуб и участвует в его фестивалях. Тут же записывают «Треугольник», «Акустика (История Аквариума — Том 1)» и «Электричество. История Аквариума — Том 2». Причем первый том выходит позже второго. С 1982 группа выходит на сцену с электрическими концертами. Так появился live-альбом «Арокс и Штёр».

К этому же периоду относится «Радио Африка», в который вошел знаменитый гимн эпохи – «Рок-н-ролл мёртв», трек ставший одним из главных хитов коллектива. Затем была «Ихтиология», вобравшая записи концертных выступлений в акустике за пару лет и «День Серебра» – первый альбом «Аквариума», записанный на профессиональной студии.

Последним самиздатовским альбомом стал «Десять стрел» 1986 года выпуска. К коллективу давно пришла «широкая известность в узких кругах», но из подполья «Аквариум так и не вышел, о группе молчали СМИ, хотя по результатам опросов «Московского комсомольца» он и вошел в тройку лучших рок-коллективов страны, наряду с «Динамиком» и «Машиной времени».

И вот, в 1987 году на «Мелодии» выходит выходит первая официальная пластинка группы в СССР – «Белый Альбом», куда вошли песни из «Дня Серебра» и «Детей Декабря». Спустя год, там же выходит «Равноденствие», которым сам мэтр остался недоволен.

«Смутное время»

3 июня 1988 года группа впервые выступила за границей — в канадском Монреале, после которого Борис Гребенщиков начинает «светиться» в прессе, ездить в США и выступать с сольными концертами. Так в 1989 году появляется Radio Silence — зарубежный альбом, фильм о работе над которым «Долгая дорога домой» тут же выходит на MTV.

Гребенщиков пишет второй сольный альбом на английском — Radio London, который увидит свет лишь спустя шесть лет.

14 марта 1991 года группа «Аквариум» выступила на десятилетии Ленинградского рок-клуба и прекратила свое существование.

В 1991-1992 Гребенщиков собирает БГ-Бэнд. В него вошли сам Борис  Борисыч, Олег Сакмаров , Сергей Щураков, Андрей Решетин и Сергей Березовой. Группа дала 171 концерт, один концертный альбом, который вышел в 1993 году под названием «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке», и «Русский альбом» на виниле, который символизирует окончательное возвращение БГ на Родину – и этим «народничеством» пронизан каждый трек пластинки.

«Аквариум» 2.0

Новый «Аквариум» БГ собрал в сентябре 1992 года. Первым альбомом, согласно обложке, стали «Любимые песни Рамзеса IV». Следующий – «Пески Петербурга» составили из песен, ранее не выходивших на студийных альбомах. Единственной новой стал «Юрьев день». К «русской традиции» БГ вернулся на альбоме «Кострома mon amour».

В это время Борис Борисыч открыл для себя дзен и тибетский буддизм. И Волга стала «буддийской рекой», и выходят сразу два сольных альбома — «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни». В этот момент во Франции появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991—1994», приуроченный к большому концерту БГ в Theatre de la Ville.

Затем в Лондоне группа записывает альбом «Навигатор» с вальсами и буддизмом, замешанными на русском фолке. Выходят отчетный за 95 год «Центр циклона», студийный «Снежный лев», а затем… грянули перемены.

В 1997 году «Аквариум» под названием «Русско-Абиссинского оркестра» выпускает инструментальный сборник Bardo, затем сотрясла слушателя эпически-мифологическая «Гиперборея».

Гребенщиков отметил 25-летие коллектива и объявил о роспуске второго состава.

И снова время перемен...

В 1997 году Гребенщиков при помощи знаменитой американской группы The Band записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском).

В 1998 году Борис Гребенщиков поехал по городам России и ближнего зарубежья с программой «Нового электрического пса». Так артист заявил о «возвращении к истокам». Запись одного из выступлений выпустили в 2009 году как концертный альбом БГ «Зомбияйц». Сольная дискография Гребенщикова пополняется сразу тремя альбомами: «Прибежище» – тибетские мантры, записанные с Габриэлой Рот и группой The Mirrors, «Борис Гребенщиков и Deadушки» с техноверсиями старых песен «Аквариума» и концертный «Молитва и пост», который до 2001 года был доступен только в сети.

«Аквариум» 3.0 (1999—2015)

В 1998-1999 «Аквариум» снова был реинкарнирован. Первым делом новый созыв выпустил студийник «Ψ» («Пси»), который, номинально стал пятнадцатым альбомом коллектива. На рубеже веков — 25 мая 2000 года — группа с гостевыми музыкантами, а потому под именем «Террариум» выпустила альбом «Пятиугольный грех». 1 ноября в России и Германии выходит альбом-сборник «Территория», а в 2002 в Америке, Европе и России выходит 13-й сольный альбом БГ «Переправа» (Bardo).

Первый за три года полностью новый альбом «Сестра Хаос» появился только в 2002 году. Здесь, к примеру, появились те самые «Растаманы из глубинки», которые ныне скрашивают досуг любой тусовки «кому за тридцать». В 2003 вышли «Песни рыбака», частично записанные в Индии с местными музыкантами. Песня «Человек из Кемерова» увидела свет именно на нем.

Всего за этот период «Аквариум» выпустил около 35 сборников, альбомов и компиляций. В это же число входят два сборника, изданный студией «Союз» с разрешения группы.

«Аквариум» 4.0

«Новая история» коллектива начинается с возвращения Алексея Зубарева, ухода из группы Олега Шавкунова и смерти Рубекина. За все гитары теперь отвечает Зубарев, а с 2014 года на перкуссии играет Глеб — сын Бориса Гребенщикова.

В 2015 году маэстро менее чем за сутки собрал 1,3 миллиона рублей на запись нового альбома. В 2016 году «Аквариум» выпустил мини-альбом «Песни Нелюбимых». В 2017 вышел EP «Двери Травы», а БГ стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

В последние годы Гребенщиков часто играет на улицах, причем не редко песни исполняет саркастические, а реальные граждане, которые служили, вероятно, прообразами к лирическим героям некоторых, сами обращают на это внимание. В результате, Борис Борисыч продолжает радовать слушателя остроумными текстами и привычно экспериментальным творчеством.

19 декабря великий БГ выступит на «Сибур Арене». Рождественский концерт станет настоящим подарком для поклонников творчества Бориса Борисовича и группы Аквариум. Равно, как сам концерт станет новой вехой для гуру: на «Сибур Ареневместимостью 5000 человек БГ даст концерт впервые.

Концерт БГ и группы «Аквариум» состоится 19 декабря на «Сибур Арене». Сбор гостей в 19.00, начало — в 20.00

Купить билеты