Евгений Елисеев, Глеб Фильштинский, «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи»: наш фестиваль обращен в будущее, а не в прошлое

Евгений Елисеев, Глеб Фильштинский, «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи»: наш фестиваль обращен в будущее, а не в прошлое

  8 ноября 2019
6 мин
Евгений Елисеев, Глеб Фильштинский, «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи»: наш фестиваль обращен в будущее, а не в прошлое

Международный фестиваль «Digital Opera 2.0. Опера цифровой эпохи», стартовавший в Петербурге в начале октября, постепенно подходит к своему апогею. Особая концентрация интереснейших событий намечена на 9-12 ноября. О сути фестиваля и самых важных его мероприятиях мы расспросили организаторов форума. 

На вопросы TimeOut отвечали президент фестиваля — искусствовед, член благотворительного общества при французской опере АROP, выпускник Сорбонны и эксперт французского искусства Евгений Елисеев и арт-директор фестиваля — театральный художник, режиссер мультимедиа, художник по свету, преподаватель Академии театрального искусства Глеб Фильштинский.

Фестиваль DIGITAL OPERA 2.O объединяет оперу и актуальное цифровое искусство. Этому слиянию посвящена обширная программа фестиваля. Как в ней не потеряться и вычленить для себя действительно важное? На какие блоки мы можем поделить программу? Какие из них будут интересны профессионалам, а какие — массовому слушателю?

Евгений Елисеев: Зрители получат редкую возможность увидеть оперу на большом экране на спецпоказах. Апофеозом и завершением фестиваля станет мультимедийный спектакль «Digital Gala. Сториз мировой оперы». Специалисты смогут встретиться и обсудить все важнейшие проблемы и цели оперного искусства.

Глеб Фильштинский: В рамках фестиваля мы разберем 4 главные темы соприкосновения оперы и цифры. Первая — это цифровой формат оперы как способ донести ее до молодежной аудитории. Другим способом ее донести не представляется возможным. Мы покажем лучшие цифровые записи оперных спектаклей. И поговорим о том, как снимать оперу профессионально. Вторая — про обратную связь со зрителем. Артисты, режиссеры, художники, продюсеры мгновенно получают реакцию зрителей. Известные блогеры-критики выступят и расскажут нам о той мере ответственности, которую они несут перед своей аудиторией.

Натренированность зрителя на «многозадачность», быстрота реакции, умение «считывать» несколько информационных потоков одновременно не позволяют опере оставаться в «доцифровой» эпохе

Третья — мультимедийные технологии в оперном театре. Это сравнительно новый инструмент для оформления спектакля. И он меняет сценическое пространство. Его появление сопоставимо с появлением в театре живописных декораций и электрического освещения. Четвертая — главная тема — восприятие оперы «цифровым» зрителем. Натренированность зрителя на «многозадачность», быстрота реакции, умение «считывать» несколько информационных потоков одновременно не позволяют опере оставаться в «доцифровой» эпохе.

Что в этом проекте особенного в отличие от других, где оперное искусство взаимодействует с цифровым?

Е.Е.: Во-первых, это конкурс молодых медиахудожников «Цифровой Гонзаго». В нем 12 команд — каждая получила несколько эскизов театральных декораций 18 века и с помощью новых технологий превратит их в мультимедийный спектакль с драматическим содержанием. Все работы будут показаны в Эрмитажном театре.

Г.Ф.: А вечер в Михайловском театре «Digital Gala. Cториз мировой оперы» — это синтез оперы и цифры. В музыкальную ткань будет встроен цифровой интерфейс, состоящий из трех потоков: система графической информации, исторические и эстетические аллюзии и ассоциативный визуальный ряд современного художника.

«Digital Gala. Cториз мировой оперы» продемонстрирует, что цифровые технологии не только самым невероятным образом способны изменять сценическое пространство, но воздействуют на восприятие музыки, вызывая сильнейшие эмоции и рождая новые смыслы

Наше зрелище продемонстрирует, что цифровые технологии не только самым невероятным образом способны изменять сценическое пространство, но воздействуют на восприятие музыки, вызывая сильнейшие эмоции и рождая новые смыслы.

Почему вы решили взяться за эту тему? С одной стороны, очевидно, что оперу надо преподносить по-новому, но, с другой стороны, как бы не впасть в крайность? Таких примеров довольно много: даже самые знаменитые российские театры в погоне за молодежной публикой творят порой на сцене нечто странное…

Г.Ф.: Это не заигрывание с молодежной аудиторией. Это обращение к современному зрителю. Современный и молодой — это не одно и то же. Современная аудитория состоит из людей, активно живущих во времена цифровой эпохи. Тех, чье сознание натренировано на получение информации из множества источников, тех, кто способен и жаждет воспринимать многоплановые образы, ассоциации и аллюзии. И это не значит, что это какая-то особо продвинутая аудитория. Нет — такое восприятие нормально для нашего времени.

Есть ли у фестиваля миссия или глобальная цель? DIGITAL OPERA 2.O — это в первую очередь образовательное или развлекательное мероприятие?

Е.Е.: Цель нашего фестиваля — расширить круг участников и зрителей. Стать знаковым событием в Петербурге. Событием, на которое зрители и творцы будет стремиться попасть, потому что только здесь можно будет увидеть новаторское применение цифровых технологий в театре. Фестиваль должен стать полноценным проводником из цифрового мира в аналоговую оперу. А значит, число тех, кто будет любить оперу и понимать ее, благодаря нашему фестивалю станет расти каждый год.

Вы говорите, что сознание современного человека способно воспринимать гораздо больше информации за единицу времени. Но в то же время существует мнение, что агрессивный видеоряд и спецэффекты обедняют восприятие оперы, голоса исполнителей. Что говорит об этом мировой опыт? И что на это ответите вы?

Г.Ф.: Никто не запрещает ценителю оперы закрыть от наслаждения глаза. Это личное дело каждого. В мире очень много классических постановок оперы. И каждый волен выбрать то, что ему по душе. Но мне не нужны лишние аргументы в поддержку нового подхода к оперному спектаклю, потому что я знаю, каким успехом в мире пользуются новаторские постановки — это многие спектакли со многими режиссерами, которые я оформлял.

Лично вам нужны цифровые «помощники» в восприятии оперы?

Г.Ф.: Лично я не могу поверить в достоверность оперных либретто. Они меня не трогают. А в театр мы все-таки приходим за сопереживанием, проживанием чужих эмоций. А переосмысленные в современном ключе, перенесенные в наше время, обогащенные видеорядом, который раскрывает эмоциональное состояние героев, — да! Так лично мне гораздо интереснее.

Проложить свою дорогу в целине идей сложнее, смелее, чем повторять классику из раза в раз. Это дерзко в хорошем смысле этого слова. И нас это вдохновляет

Е.Е.: Я очень люблю эпатаж, авангардные идеи, «пощечину общественному вкусу» как писал Маяковский. Поэтому мне лично доставляет удовольствие любое необычное, нетривиальное зрелище, сделанное талантливо. Но талант для меня — обязательное условие новаторства. Проложить свою дорогу в целине идей сложнее, смелее, чем повторять классику из раза в раз. Это дерзко в хорошем смысле этого слова. И меня это вдохновляет.

На какое мероприятие из расписания фестиваля стоит пойти скептикам, утверждающим, что опера не должна меняться?

Эскиз участника конкурсной программы

Г.Ф.: На показ конкурсных работ медиахудожников «Цифровой Гонзаго». Там со всей очевидностью становится понятно, что цифровые технологии — это новый инструмент сценографов и постановщиков. Прогрессивный шаг, сравнимый с переходом от освещения театра свечами к электричеству.

Как планируете развивать ваш проект, с какой периодичностью проводить?

Е.Е.: Мы хотим, чтобы фестиваль проводился ежегодно. Он очень многообещающ в плане перспектив, потому что связан с новыми технологиями в театре. Он обращен в будущее, а не в прошлое.

Беседовала Екатерина Соловей