Иван Плющ: современное искусство может предсказывать

Иван Плющ: современное искусство может предсказывать

  11 ноября 2018
5 мин
Иван Плющ:  современное искусство может предсказывать

Современное искусство остается сложным, непонятным и для многих чуждым явлением. Иван Плющ — один из самых заметных художников российского арт-пространства — рассказал нам о сути contemporary art, поделился кодами и шифрами современного искусства. Лауреат премии «Инновация» и премии Курёхина знает об этом все и немного больше.

 

— Что для вас современное искусство? Творческий процесс или система кодов современной культуры?

— Мы постоянно находимся в системе кодов современной культуры. Погружаясь в творческий процесс, мы неизбежно взаимодействуем с этими кодами. Мы можем противостоять им, отторгать, но мы с ними  работаем.  От них никуда не деться, они заложены внутри нас.

Система кодов современной культуры подразумевает зашифрованное восприятие человеком реальности. Современное искусство анализирует, ищет варианты решения актуальных проблем. Чтобы быстро получить правильный ответ, надо задать правильный вопрос. Современное искусство пытается задавать точные, разносторонние и неожиданные вопросы. Пытается посмотреть на текущую ситуацию со всех сторон. Увидеть то, что казалось скрытым. Часто мы находимся за какими-то шорами. Благодаря искусству, мозг человека начинает иначе мыслить, по-новому смотреть на привычную ситуацию.

Картина И. Плюща «101.8» из проекта «Министерство любви», 119 х 89 см , 2017 г.

Как бы пафосно это не звучало, современное искусство может предсказывать события.  Оно чувствует напряжение в определенных вопросах и предугадывает, к чему это может привести.

— Можно ли научиться понимать современное искусство или его можно только чувствовать?

— Взаимодействуя с современным искусством, нельзя ориентироваться только на чувственное восприятие. Все сводится к визуальному ряду, отсылающему к нашей памяти и приятным воспоминаниям. Не более того. Картинка с красивым морским берегом практически любого человека заставит вспомнить, как в детстве, в Анапе, он ковырялся в песке совочком. Ему будет хорошо, но сама картина ему не будет важна. Он просто растворится в своих воспоминаниях. Я не говорю, что это плохо. Но это ничего не добавит зрителю. Поэтому я настаиваю, что нужно научиться понимать современное искусство. 

Картина И. ПлющаVelvet Walls, 99×77 см, 2015

Можно пройтись по выставке как по торговому центру, не особо вникая и погружаясь в суть вещей. Я не говорю, что это плохо. Но это ничего не добавит зрителю. Поэтому я настаиваю, что нужно научиться понимать современное искусство

Нужно читать книги, ходить на выставки. Теоретические знания не менее важны, чем насмотренность. Многое сейчас можно найти в интернете, не выходя из дома. Все это достаточно просто и доступно. Главное сделать усилие. Для начала, хотя бы попытаться разобраться в каноническом произведении — «Черном квадрате» Малевича. Постепенно выстроится конструкция, которая позволит войти в мир современного искусства. Зритель будет видеть истоки, искать и выстраивать связи.

Инсталляция И. Плюща «Процесс прохождения», 2014 г.

На любое произведение современного искусства он будет смотреть осмысленным взглядом. Но самое главное — первоначальный интерес к современному искусству.

— Публика достаточно консервативна. Есть ли место современному искусству в России?

— Консерватизм публики идет от незнания и нежелания разбираться в современном искусстве. Искусство воспринимается как отдых, как обычное развлечение. За этим люди идут, например, в кино. С посещением выставки — иная история. Можно пройтись по выставке как по торговому центру, не особо вникая и погружаясь в суть вещей. Если же ты начинаешь взаимодействовать с экспонатами, это уже труд. На это усилие у многих людей банально не хватает сил. Не стоит забывать и о специфике XX века в истории России. Она привела к не самой располагающей ситуации в восприятии современного искусства, мы вынуждены делать на это поправки. В России неподготовленному зрителю нельзя показать произведение, которое с легкостью демонстрируется где-то на окраине Лондона. Реакция будет не та.

— Искусство развивается по своим законам. Какие тренды набирают обороты? Куда движется современное искусство?

— Искусство проникает в разные области, использует все медиа, границы постоянно расширяются. Параллельно идет развитие в глубину, проникновение в суть вещей, в персональное. В России появилась новая генерация художников, менее привязанная к советской теме напрямую, так же как и к политике в целом, эти темы остаются, но являются уже отголосками, частью новых.

Картина И. Плюща «6 красных мячиков» из проекта Red balls, 199х129 см, 2016 г.

Современное искусство может предсказывать события.  Оно чувствует напряжение в определенных вопросах и предугадывает, к чему это может привести

На мой взгляд, это очень важно. Все большее значение приобретают интернациональные темы. Тренд осознания своего тела, своей телесности в кибермире уже не нов, но очень актуален. Не теряет своей актуальности тема миграции людей по миру. Насколько мир стал един для всех? Быстро набравшая обороты глобализация получила обратную реакцию. Как отторжение всемирной глобализации, появился термин «Новое Средневековье». Все это будоражит общество. Казалось бы, современный мир должен восприниматься как одна большая квартира. Но это не совсем так. Я занимаюсь исследованием вопроса экзистенциального существования современного человека. Сейчас ученых больше всего занимает проблема искусственного интеллекта. Как оградить искусственный интеллект от «красной кнопки»? Это острая тема, которая  в одночасье и до неузнаваемости может изменить мир.

Беседовала Елена Прилашкевич