Марина Худых: руки так и тянутся к Желтому пианино
Музыка и клубы

Марина Худых: руки так и тянутся к Желтому пианино

  7 ноября 2018
9 мин
Марина Худых: руки так и тянутся к Желтому пианино

Автор идеи путешествующего по миру Желтого пианино, музыкант, придумавший методику освоения фортепиано за 10 дней, основатель музыкальной школы Марина Худых рассказала TimeOut, как преодолеть страх перед занятиями музыкой и слиться с ней в едином порыве. 

— Марина, ваш опыт вхождения в музыку очень интересен, достигнутые результаты впечатляют, но что больше всего восхищает лично меня — так это умение мыслить масштабно: проект с путешествующим Yellow Piano, авторский курс «Фортепиано за 10 занятий», мастер-классы и образовательные программы, сеть собственных музыкальных школ и т.д. У вас есть проект-менеджер? За вашей спиной сильная команда пиарщиков? Вы сами придумываете и реализуете проекты?

— Большое спасибо за высокую оценку. Умение мыслить масштабно я развиваю осознанно. Меня не вдохновляют мелкие движения — меня вдохновляют сильные шаги. Поэтому если я делаю проект, то стараюсь вывести его на международный уровень, если играю концерт, то в рамках гастрольного тура по миру с оркестром. Все это имеет под собой определенную задачу — подружить людей с академической музыкой и сделать так, чтобы они с легкостью перешагивали страх непонимания классической музыки.

Меня не вдохновляют мелкие движения — меня вдохновляют сильные шаги. Поэтому если я делаю проект, то стараюсь вывести его на международный уровень, если играю концерт, то обязательно в рамках гастрольного тура по миру с оркестром. Все это имеет под собой определенную задачу — подружить людей с академической музыкой и сделать так, чтобы они с легкостью перешагивали страх непонимания классической музыки

Я бы сама не справилась, помогает множество моих друзей, друзей Желтого пианино, команда школы.

— А теперь поподробнее: что и, правда, можно освоить фортепиано за 10 занятий? А как же годы мучений в музыкальной школе, «плохие» пальцы, за которые ругает педагог?.. 

— Разрабатывая этот курс, я как раз исходила из того, что в музыкальных школах детей часто ругают, говорят, что «тебе медведь наступил на ухо» и много других вещей, которые не вдохновляют и не развивают любовь к обучению и к музыке. И со мной было, в принципе, то же самое. До того момента, пока я не поступила в Парижскую консерваторию и не нашла своего мастера Нонну Ирт, мне никто и никогда не говорил, что ты все сможешь, у тебя все получится, ты — музыкальный человек. Она-то и помогла мне изменить самосознание, поверила в меня и сказала: «Лапулик, ты станешь звездой!». Поддержка и вера мастера, наставника очень важна.

И я решила, что хватит взращивать в себе академизм и что можно, опираясь на безусловные педагогические постулаты, использовать новые техники позитивной педагогики и технологии быстрого обучения, чтобы люди учились в разы быстрее и исполняли свою мечту. Я сама училась не 10, и не 20 лет музыке, а больше, и не только в России, а также прошла курс по быстрому освоению любых видов навыков, по развитию памяти и по работе с большими объемами информации. И эти принципы также внедрила в педагогический процесс и в методологию, по которой мы сейчас работаем. И это позволяет нам за короткие сроки достигать таких результатов.

Моя задача и задача моих коллег по музыкальной школе — доказать каждому ученику, что ты это можешь. Мы погружаем его в теорию музыки и даем ему понимание того, как строится музыкальная ткань, что такое интервалы, лады, аккорды, тональности. Чтобы, открывая ноты, человек мог понимать, что происходит в нотном тексте. И почему нужно или не нужно так играть, как, музицируя, ощущать себя свободно, как почувствовать себя интерпретатором, как создавать музыкальный образ и заниматься звукотворчеством для себя и для окружающих.

— Говорят, среди ваших учеников был Евгений Чичваркин и другие селебритис. Ну и как — им удалось при всей своей занятости не просто приобщиться к высокому искусству, но действительно начать играть?

— У меня учился один из членов семьи Евгения Чичваркина. Я бы не хотела раскрывать детали, скажу лишь, что за 10 занятий мы охватили огромный пласт теории музыки и даже создали свое музыкальное произведение. Придумали образ, подобрали средства музыкальной выразительности, записали получившуюся музыку, отработали все технически сложные места на инструменте, и этот человек дал концерт в своей общеобразовательной школе, проявив себя как маленький композитор и пианист и покорив слушателей.

— Со скольки лет правильнее начинать занятия музыкой? Есть ли возрастной порог, через который не стоит переступать, так как ребенок еще не готов ни морально, ни физически к занятиям музыкой?

— С 4,5 лет. И это поначалу должны быть просто игры в музыку, когда педагоги стараются ребенка вдохновить, создать какую-то волшебную атмосферу вокруг инструмента, придумать игру, чтобы заинтересовать его музыкой. Очень важно, чтобы длительность занятия была разумной по продолжительности — нельзя допускать утомляемости ребенка. Если ребенок будет уходить с ощущением того, что урок для него был праздником, то он захочет вернуться, как можно скорее. Если мы понимаем, что у ребенка есть страсть к исполнительству, то можно начать разбирать более сложные темы, произведения. Но это должны быть те произведения, которые содержат большую образную составляющую и  которые нравятся юному исполнителю.

Но начинается музыкальное воспитание еще с утробы. Научно доказано, что если  будущая мама слушает классическую музыку, это влияет на развитие плода. После рождения такой ребеночек уже имеет некую «наслушанность», и потенциал в исполнительстве у него будет выше. Он будет более гармонично развиваться, у него будет выше уровень IQ, он будет более способным в школе.

— Вы сами продолжаете концертную деятельность?

— Концертная деятельность — это важная часть моей жизни. Как для профессионального пианиста, занятия музыкой для меня — это образ жизни. И это мое самое большое счастье. 12 октября мы отыграли концерт-перформанс в порту «Севкабель» с Оркестром новой музыки под управлением Федора Леднева, постановщиком выступил легендарный художник Олег Кулик.

В работе находится большой проект с оркестром и хором, который я вынашиваю уже целый год. Собирается великолепная команда, должно получиться что-то выдающееся. Генеральной идеей проекта стала тема ценности жизни и то, как создавать в этой жизни что-то прекрасное, яркое. Ведь каждый человек способен на это. Задача концерта — напомнить и, может быть, дать толчок к действию. Премьеру планируем на весну 2019 года.

— Вы участвуете в конференциях TEDx — очевидно, многим интересно узнать про ваш опыт. Для тех, кто не присутствовал, набросайте, пожалуйста, матрицу успешного построения и ведения творческого проекта.

— Во-первых, важно заниматься любимым делом, тем, что тебя действительно вдохновляет. Когда идешь за своей звездой, то все процессы, которые происходят в организационной части, протекают очень естественно и очень гармонично. У меня была задача создать концертную площадку для себя и для других людей доступной. В тот момент я создала Желтое пианино, потому что мне хотелось играть самой, мне хотелось, чтобы другие люди играли. Мы с друзьями придумали, что пианино будет Желтым для того, чтобы убрать эмоциональный барьер перед исполнительством, потому что если перед тобой стоит черное пианино, возможно, расстроенное, то на нем не хочется играть, а если это пианино Желтого цвета, то оно очень дружелюбное, солнечное, яркое. Руки так и тянутся извлечь несколько звуков, даже если ты не умеешь играть, или сфотографироваться с пианино. Поэтому сейчас в сети тысячи фотографий с хэштегом #YellowPiano. Можно посмотреть и порадовать за других людей. Вокруг этого проекта нет негатива, только счастье, радость и творчество. Наверное, это и есть секрет успеха — гореть тем, что ты делаешь.

— Путешествующее по миру желтое пианино, которое благодаря вам появилось и в России, — действительно классный проект. Как поначалу на это реагировал обыватель и как проект воспринимают сейчас жители и гости города?

Мы придумали, что пианино будет Желтым, чтобы убрать эмоциональный барьер перед исполнительством. Потому что если перед тобой стоит черное пианино, возможно, расстроенное, то на нем не хочется играть, а если это пианино Желтого цвета, то оно очень дружелюбное, солнечное, яркое. Руки так и тянутся извлечь несколько звуков

— В первый день, когда мы установили пианино, люди к нему подходили с осторожностью. Просто не понимали, что это общедоступно. Многие спрашивали, сколько стоит на нем поиграть. Но дальше, чем больше людей узнавало про проект, тем более открыто они реагировали. Кроме того, при создании проекта мы придумали, что пианино живое, что у него есть имя #YellowPiano, и оно общается с людьми в соцсетях — в фейсбуке, в контакте, в инстаграмме, ведет свой канал в телеграмме. Там оно простым языком рассказывает про теорию музыки для всех желающих. Потом мы с пианино полетели в Англию, это было интересно, потому что там люди привыкли к тому, что на улицах происходят какие-то перфомансы, на вокзалах стоят пианино. Англичане очень удивлялись тому, что это русский проект и что это пианино, которое прилетело из России. Также благодаря Желтому пианино я познакомилась со своим другом Оливером Пулом, который тогда учился в Королевском колледже музыки. Он просто вышел из Колледжа, когда увидел пианино. Оказалось, что инструмент прилетел из Петербурга. Это было такое стечение обстоятельств. Пианино также стояло у Эйфелевой башни в Париже, там было много туристов, и все прикоснулись к кусочку русской культуры.

— Что чаще всего играют?

— Чаще всего играют «К Элизе». Это номер один в ТОП 10. Реквием по мечте, прелюдии Шопена, пьесы Яна Тирсена из фильма «Амели»,  музыку Людовико Энауди. Также Желтое пианино привлекло джазмена Петра Родионова: он  дал джазовый концерт в первый день встречи с пианино и вот уже в течение четырех лет продолжает поддерживать проект. 

— Где сейчас находится пианино?

— В Петербурге. Недавно был юбилей Московских ворот, и пианино прилетело их поздравить. Оно встало прямо под ними, в центре, под аркой, простояло там полдня, а сейчас прячется от непогоды в одном из строений Парка Победы.

— Планируете какие-то волшебные проекты под Новый год, которые, подобно Желтому пианино, подарят людям ощущение нежданного праздника — прямо здесь и сейчас?

— Конечно же! Традиционно. Мы с командой обязательно дадим вам знать, как что-то сложится. И это что-то обязательно будет ярким, позитивным и про музыку. Это я вам могу гарантировать.

Беседовала Екатерина Соловей