Итоги года: Игорь Антоновский | Город | Time Out

Итоги года: Игорь Антоновский

  8 декабря 2014
3 мин
Итоги года: Игорь Антоновский
Хипстер-расстрига, создатель паблика «Спальные районы страны Oz» выпустил дебютную книгу с таким же названием. В ней русская душа – это кассирша «Пятерочки», много неба Дыбенко и есть Другие Озерки. Теперь у 2010-х появился свой голос, а у петербургского текста – достойный продолжатель. Специально для Time Out он написал новое эссе.

У меня есть мечта
Однажды центр города расселят. Оттуда выгонят всех жителей, там запретят офисы, оставят только предприятия сферы обслуживания. Запретят там транспорт. Улицы и проспекты засадят деревьями.
В каждой квартире в расселенном доме в центре устроят музей, каждая будет отдельной историей, романом – с главными героями, своим временем действия, сюжетной интригой, загадками, которые посетитель музея, как в квесте, должен разгадать из предметов и подсказок, представленных в открытой экспозиции.
Турист или местный житель будет ходить по городу-лабиринту из квартир, бывших офисных помещений, бывших клубов и баров (они будут работать, но тоже в качестве места действия каких-то историй), бывших кабинетов чиновников и библиотек, собесов, поликлиник, больниц. Турист или местный житель будут собирать бесконечную историю жизни странного города.
Невский проспект будет похож на Шуваловский парк. Высокие деревья будут тянуться вверх, а среди бревен будет лежать ничком Александрийский столп, будет блестеть ветхой, рассеянной на ветру позолотой бывшее Адмиралтейство, и кораблик, сорванный с него, будет плавать в мутной воде речки-канавы. Дома обрастут плющевой мазью и мхом, стекол не будет, а в каждой квартире будет своя история. Многочисленные петербургские актеры могут быть заняты 24 часа в сутки в этих интерактивных спектаклях.
Самый искусственный город на свете станет городом-сериалом и наконец исполнит свое предназначение. Мне кажется, его предназначение таково. Но это только красивые мечты. Им пока не суждено исполниться.
Мы живем в мире культурного регресса. Никто не признает этого, но экономика культуры искусственно удерживается на мертвой точке бездарностями и бюрократами, я говорю сейчас совсем не про чиновников. Единственное, что может двигать культуру, когда человечество в большинстве своем отказывается платить за нее, требуя бесплатный контент, – это рекламный рынок, и этому рекламному рынку внушают старые понятия. Самая дорогая реклама по-прежнему на телевидении, которое множит бездарный недействующий контент в виде неуклюжих сериалов и лицемерных передач. Журналистика является не журналистикой, а попыткой пустой полемики, демагогии, казуистики. Но за это вроде как платят, а кто-то читает, открыв рот, надеясь узнать правду.
Мы живем в депрессии и тоске, потому что нет интересного контента. Вы грустите и чувствуете себя дискомфортно по вечерам, потому что не можете поехать в центр Питера и походить там по бесконечным лабиринтам оставленных и превращенных в музей квартир. Осознать бесконечность каждой отдельно взятой вселенной, узнать, что фантазия ничем не ограничена и можно бесконечно разглядывать какие-то мелочи в пустой комнате, а потом идти в другую.
Вместо этого вам предлагают очередную объясняющую все статью, подборку цитат Набокова, вирусный ролик с первыми поцелуями или сериал о том, о чем уже сотни раз было сказано.
Вы все живете в 1984 году, а не в 2014-м. И Оруэлл тут не причем. Просто усталый, унылый, застойный 84-й год.
Михаил Сергеевич еще не перевернул мир перестройкой. Вам кажется, что такой мир будет вечным.
С наступающим 1985 годом вас.