Как сделать и продать мобильное приложение? | Город | Time Out

Как сделать и продать мобильное приложение?

  18 ноября 2014
4 мин
Как сделать и продать мобильное приложение?
Профессии нового века более чем полностью связаны с интернет-индустрией – в эпоху, когда трафик мобильных устройств в разы превышает трафик со стационарных компьютеров, специалисты разработки мобильных приложений стали на вес золота. Time Out изучил рынок с двух точек зрения: директора по развитию компании-разработчика и автора кода.

Андраш Густи, директор по развитию мастерской мобильных приложений «Бегемот-Бегемот» (begemotyc.ru)

Что было раньше, спрос, а потом предложение, или сначала разработчики делали все для себя, а следом появились компании, готовые вложить в них деньги?
До больших компаний новости долго доходят, а на риск они идут редко. Сначала была разработка смелых для себя. Потом появились первые истории успеха. Следом разные цифровые агентства начали популяризировать идею «мобильных стратегий» для компаний. На фоне перенасыщенности интернета и освоенных там бюджетов, в том числе в модной тогда сфере SMM, мобильная сфера казалась новым Клондайком. Восемь лет назад началась клиентская мобильная разработка и рынок рванул.

Какие отрасли в России больше всего заинтересованы в приложениях?
Практически все. Хотя значительно меньшему числу это фактически необходимо. И еще меньшее число готово за это платить. Рынок качественной клиентской разработки для мобильных платформ довольно большой, но он в разы ниже, чем рынок для Web. Если говорить про низкий ценовой сегмент, большой спрос в малом бизнесе, в первую очередь в сфере косметических услуг, ресторанов, такси, интернет-магазинов. Спрос настолько большой, что возникла масса коробочных решений, которые позволяют компаниям создавать шаблонные приложения за относительно небольшие деньги.
В среднем и высоком ценовом сегменте можно выделить большие интернет-магазины (от схем коттеджей до ювелирной продукции), компании, которым нужно приложение в качестве мобильного агента личных кабинетов пользователей (инернет-провайдеры, архитекторы умных домов, банки), компании, которые используют приложения как рабочий стол для сотрудников (общение с клиентами, партнерами, корпоративный университет), компании, которым нужны приложения в качестве агентов их веб-сервисов (покупка авиабилетов, бронирование отелей). Огромными бюджетами может похвастаться ниша приложений для больших брендов, направленных на повышение лояльности аудитории.

Откуда берутся разработчики и как они приходят к созданию приложений? Что им нужно знать и уметь для старта, какая должна быть теоретическая база?
В разработке присутствует масса профессий. Некоторые роли, кроме дизайнеров и программистов: проджект-менеджер, продакт-менеджер, аккаунт-менеджер, бизнес-аналитик, мобильный маркетолог, технический аналитик, мобильный проектировщик, системный архитектор, тестировщик, ASO-специалист. Программированию и дизайну можно обучиться, но остальным профессиям нигде не учат.
В приложения обычно приходят из-за того, что это модно и свежо, а также потому, что специалисты в этой сфере зарабатывают больше, чем в Web. Требования к базе у каждого свои, c начальным уровнем можно идти только в стажировщики. Рынок полон конкурентов и соперников, и кадры здесь решают все. Отдельно стоит рассказать о руководителях студий. Зачастую это энтузиасты или специалисты по одному из направлений, которые я описал выше, с четким стремлением предпринимать и руководить. Они вырастают из рядовых сотрудников или руководителей направлений в этой или смежной сфере. Чистых предпринимателей мало.

В мире существует множество компаний-разработчиков с разными ценами и кейсами, почему тогда клиент обращается к российским программистам?
Североамериканские заказчики обращаются к нашим программистам и дизайнерам, если это качественнее и дешевле, чем под рукой. В последнее время разница все менее заметна, поэтому огромная часть спроса перешла в Белоруссию и Украину. Но скоро и там, похоже, разница в цене будет резко уменьшаться. Конечно, всегда пользуются спросом разработчики из Индии, иногда Китая, но это актуально для самого низкого ценового сегмента и неопытной клиентуры. Европа и Австралия не так часто обращается к российским разработчикам, еще меньше Южная Америка. И я практически не слышал о случаях, когда азиатский клиент обращался бы за помощью сюда – слишком все другое. Поэтому обычно если студия работает на Запад, то имеется в виду США.

Сколько зарабатывает в наше время разработчик приложений? Есть ли положительная динамика, рост зарплат, востребованности, увеличения заказов?
Профессий и ролей много. Средняя минимальная зарплата, по моим наблюдениям, 65 000 рублей в месяц. Средняя максимальная – 130 000 рублей. Конечно, есть масса исключений. Я видел мобильных программистов, которые пашут за 30 000 в месяц, и видел их коллег, которые спокойно работают за 360 000. Зарплата зависит от уровня и специализации специалиста, доходов компании и, конечно, города. В последнее время зарплаты росли очень быстро. Например, получить в Петербурге хорошего дизайнера тяжело, если предлагать ему меньше 90 000 рублей, хотя еще год назад 70 000 многим казалось неплохим вознаграждением. Особенно активно растут оклады маркетологов, дизайнеров и управляющих проектами.