Secret Chiefs 3: "В музыке не обязательно открывать что-то новое - порой важно попытаться понять уже придуманное" | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Secret Chiefs 3: «В музыке не обязательно открывать что-то новое — порой важно попытаться понять уже придуманное»

  1 сентября 2014
4 мин
Secret Chiefs 3: «В музыке не обязательно открывать что-то новое — порой важно попытаться понять уже придуманное»
Лидер инструментального коллектива, который выступает 1 сентября в Dada, Трей Спрюенс - о доренессансной философии в музыке и влиянии Майка Паттона, его соратника по Mr. Bungle.

В этом турне вы делаете акцент на работах Джона Зорна — почему? Композиции из зорновской «Книги ангелов» впитались в живой репертуар Secret Chiefs 3 настолько  глубоко, что стали практически таким же полноценным проектом для нас как творчество наших «групп-сателлитов» — UR, Ishraqiyun, Forms, — где мы фокусируемся на каком-то одном аспекте SC3. Музыка Зорна хоть и отличается от всего прочего, что мы делаем, но порой содержит многие знакомые по нашей музыке элементы: модальную музыку, серф-рок, органную экзотику, хеви-метал. Так что живьем нам переключиться несложно. Ну и мне порой просто надоедает тешить  эго исключительно собственной музыкой — так что отдать дань почтения такому блестящему музыканту мне особенно приятно.

Чему вы лично научились у него? В отличие от большинства разносторонне одаренных музыкантов андеграунда, которые становятся недоверчивыми параноиками с элитистским комплексом, Зорн по натуре крайне щедр — и со временем это проявляется все больше. Ведь важен не сам по себе дар, а то, как ты им распоряжаешься — и Зорн в этом смысле непререкаемый авторитет. Ну и как у руководителя многофигурного ансамбля мне есть чему у него поучиться.

 

Вот о группах-сателлитах: за каждой из семи инкарнаций Secret Chiefs 3 ведь все равно скрываетесь вы и ваш метод — так почему бы не отказаться от зонтичного бренда? Или, наоборот, всю музыку выпускать только под ним, чтоб не путать слушателя? Каждая группа (The Electromagnetic Azoth, UR, Ishraqiyun, Traditionalists, Holy Vehm, FORMS,и NT Fan — прим. Time Out) представляет один из аспектов, или «мод», одного гармоничного целого. В своей основе эта концепция — отражение семитонного диатонического звукоряда, главенствующего в западной музыке со времен Возрождения. Те самые семь нот в различных ладах. Но мы придаем им еще доренессансный смысл, пифагорейский, где каждый лад суть отдельный темперамент. Это может выглядеть глупостью, все эти теоретические выкладки применительно к нашим кратким музыкальным сумасшествиям. Но в музыке не обязательно открывать что-то новое — порой важно попытаться понять уже придуманное, чтобы звучать свежо. В этом смысле SC3 — вроде древних варваров, которые обомлели при виде огня и теперь неуклюже, обжигаясь, пытаются овладеть им.

Ваш новый альбом Book of Souls входит в трилогию Book of Truth — о чем она? Если очень широко обобщить, трилогия — о путешествии из внешнего мира во внутренний и возвращении назад, но уже с этим фундаментальным знанием. Book of Souls — это середина пути, где начало и конец меняются местами, как в зеркале. Или как, например, перелетная птица, достигшая конечной точки своего путешествия, собирается лететь назад — для нее пункты отправки и прибытия относительны.

Треки SC3 звучат, хоть и причудливо, но структурированными — вы и живьем их воспроизводите нота в ноту, семпл к семплу? Концертные выступления это, конечно, совсем другой опыт, нежели создание альбома. Здесь важна энергия момента. Мне кажется, что вся наша возня с деталями в студии служит своего рода компенсацией живой витальности, которую очень сложно запечатлеть на пластинке.

Здесь SC3 — и вас лично — подают как проект "экс-Mr.Bungle". Что вы можете сказать о влиянии Майка Паттона на вас? Жаль, что так подают, но это обычная история, когда мы приезжаем туда, где нас еще не знают. С Майком мы росли вместе, так что, конечно, многое можно сказать о взаимном влиянии. Самое главное, что я почерпнул от него, это осознал превосходство природных способностей над обретенным навыком. Мне понадобилось некоторое время, чтобы научиться пользоваться тем, что мне уже дано, а не пытаться достичь фаустова идеала любыми средствами, играть в волшебника.