Открытое письмо организаторов фестиваля Open Cinema | Кино | Time Out

Открытое письмо организаторов фестиваля Open Cinema

  16 июля 2014
4 мин
Открытое письмо организаторов фестиваля Open Cinema
Организаторы традиционного петербургского фестиваля короткого метра опубликовали открытое письмо к общественности. В связи с принятием новых законодательных норм о правилах проката российского кино многие показы фестиваля оказались под угрозой. Time Out полностью публикует обращение компании-организатора.

Дорогие друзья и коллеги!

 

Мы — большой международный петербургский кинофестиваль короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA с десятилетней историей, проходящий при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.  В связи с принятием новых законодательных  норм о правилах проката российского кино многие показы нашего фестиваля оказались под угрозой.

 

В 2014 году на конкурс подано 270 российских работ, из которых отборочная комиссия выбрала 22 для участия в официальной конкурсной программе. В данный момент лишь 7 из них имеют прокатные удостоверения, а значит, показ всех остальных будет нелегитимным. Эти цифры приведены без учета внеконкурсных программ, где фестиваль OPENCINEMA также планировал широко представить российское кино. Но сможет ли?

  

С 1 июля сложности возникли сразу у нескольких  международных  петербургских фестивалей, которые начинают свою работу в ближайшие месяцы. Среди них  «Окно в Европу», «Послание к человеку», «Мультивидение», «Начало», «Дебоширфильм – Чистые грезы». OPEN CINEMA стартует уже 1 августа – на его программах новый закон скажется первым.  Безусловно, мы не можем говорить за всех фестивальных коллег, но  возможно, наш горький опыт призовет профессионалов от киноиндустрии, широкую общественность и исполнительную власть обратить внимание на проблемы и парадоксы последней редакции ФЗ 126.

 

С 1 июля 2014 года внесены изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" — введена новая статья 5.1. «Прокатное удостоверение на фильм» (изменения введены Федеральным законом от 05.05.2014 г. №101-ФЗ).

 

Согласно новым поправкам, прокатное удостоверение должны получать все без исключения «аудиовизуальные произведения», будь то видео-арт, трехминутный анимационный фильм, дебютное игровое кино или документальный короткий метр. Не только те, что выходят на широкий экран (как было прежде), но и те, что созданы для фестивальных и  любых некоммерческих показов. Это правило подвергает опасности само существование  российского кинопроцесса, который до сих пор во многом держится именно на некоммерческой, в частности, фестивальной основе.

 

 

Парадокс №1

Если данные законодательные нормы внесены для государственного надзора над  нравственностью нации, то отчего тогда оставлены привилегии зарубежным фильмам? Их можно показывать на международных фестивалях на  территории России без ограничений по особенностям содержания –  допустимы и мат, и сцены жестокости и насилия. Законодатели, не задумываясь, сделали российское кино унизительно бесправным по сравнению с иностранным. Такое положение дел критически противоречит постулатам новой культурной политики страны.

 

Парадокс №2

Короткометражное кино в России практически не имеет доступа к широкому коммерческому прокату, как полнометражные фильмы, которым и прежде требовались министерские удостоверения. Это изначально фестивальное и клубное кино. Необходимость получать прокатные удостоверения еще больше усложняет процедуру выхода фильмов в свет и устанавливает дополнительный барьер между коротким метром и его зрителем. При полном запрете нецензурной лексики в произведениях искусства, удостоверений не получит  добрая доля документальных и игровых фильмов. Такие понятия как «кинематографическая достоверность реальности» или «неформатное документальное кино» имеют шанс вовсе исчезнуть с лица кинофестивальной и киноклубной жизни страны.

 

Парадокс №3

Законодательные решения вынесены скоропалительно, без общественных дискуссий или круглых столов с экспертами в киноиндустрии и, даже без вполне логичных консультаций с непосредственным исполнителем законотворческих реформ  — департаментом по кинематографии Министерства культуры РФ. Не оставлено даже минимального люфта времени для постепенного перехода на новую систему кинопроката в стране. Закон касается даже старых лент: они теперь также  обязаны получить новые прокатные документы, удостоверяющие, что они следуют всем буквам так называемого «закона о мате». Получается, что ретроспективные показы российских фильмов на фестивалях и в киноклубах будут практически упразднены, а такие учреждения как Музей кино и ГФФ-Иллюзион не смогут показывать львиную долю своего репертуара.  

 

Многие кинематографисты, да и руководство профильного департамента Министерства культуры РФ уже засомневались в здравом смысле законотворцев. Стали появляться  заявления о том, что закон требует серьезных доработок. И помогать законодателям разъяснениями и четкой позицией нужно прямо сейчас, не дожидаясь осенней сессии Госдумы, иначе российский зритель скоро останется без российского фестивального и просто арт-кино.

 

Кинофестиваль OPEN CINEMA предлагает свою площадку всем заинтересованным лицам и представителям СМИ для открытой дискуссии вокруг сложившейся ситуации. Внятная артикуляция проблемы и цеховое братство сейчас нужны, как никогда!

 

 

Дирекция Международного кинофестиваля OPEN CINEMA

14 июля 2014
Санкт-Петербург

 

www.opencinemafest.ru

1-6 августа — OPEN CINEMA 2014